Френд пишет (по тэгу «Россия»):
Читал детям достаточно известную в разных вариантах сказку, как послала мачеха девочку к своей тетке, а та была Яга, и как девочка убегала... но вот как она убегала? Убегала она – с помощью подарков-взяток-подмазываний. Коту – мясца, служанке платок, воротам маслице под пяточки, березе ленточку... И когда Яга укоряет своих слуг, то получает в ответ: служба-службой (закон-законом), а без подарков оно как-то не того. Вот так, с младых лет, эта премудрость и вкладывается в голову: «не подмажешь – не пройдешь».
Вот те на!
Клянусь, и в детстве, и четверть века назад, читая эту сказку (скорее этот сюжет, а сказок, где он есть, много), читая ее себе и сыну, я была совершенно далека от такой интерпретации. Мораль сказки для меня была – делай добро, и тебе отплатят добром. Подарки девы котам и воротам относились для меня к той же сфере, что и добрые поступки героев других сказок и других сюжетов (вылечил волку лапу, поделился с мышью едой, положил выпавшего птенца в гнездо, выкупил у мучителя змею или котейка, освободил птицу из силка – а они герою потом за это...) – для меня разницы между этими двумя группами благотворения не было! и не важно, что в одном случае компенсация приходила сразу, в другом облагодетельстванный зверь обещал её тут же на месте и платил свой долг через пару страниц, а в третьем – даже не обещал, но компенсация непременно являлась. Деве помогали бежать не «за взятку», а потому что она была добрая, внимательная и щедрая, а таких любят. Особенно меня убеждала в этом ленточка, подаренная березе – на фига, спрашивается, попу гармонь березе сдалась эта ленточка? А – приятно! Знак внимания.
Яга же была женщина немолодая и некрасивая неприятная и черствая, через это и терпела. Именно в этом свете я всегда видела ответы березок и котов на упреки Яги: ты противная, так и нечего ожидать, что я буду на твоей стороне, я на стороне симпатичных.
Думайте обо мне что хотите, но только сегодня, спасибо френду, до меня дошло, что служанка, кот, ворота и др. находились у Яги на службе и, позволяя деве убечь, совершали должностные преступления. Но при этом их ответы на упреки Яги являлись не плохо замаскированными просьбами о сверхдолжных подачках (как следует из текста френда), а жалобами на невыполнение работодателем условий контракта. Подарки подчиненным, по средневековому неписаному кодексу, были непременной обязанностью хозяина, сюзерена, босса или кем там была Яга для своих берез и ворот. «Зарплаты» могло и не быть, а вот подарки должны были быть непременно.
А вот интерпретация действий девы у меня и сейчас не изменилась. Это не взятки и не подмазывания. Это ее симпатичная и щедрая натура, и таковых любят, и сказка – об этом.