mmekourdukova (mmekourdukova) wrote,
mmekourdukova
mmekourdukova

Category:

о графьях

Хотела было, в виде компенсации за огорчение , причиненное вчера всем вменяемым читателям, скоренько дать ссыль временным постом на толковый-претолковый профессиональный текст с уникальными картинками. Но там появился разговор в комментах, от которого меня самое пробило на профпостинг.


Вопрос о том, делать или не делать графью, я для себя решаю однозначно – не делать.
(если кто вдруг не знает, что такое графья – это процарапывание контурного рисунка по левкасу до начала всех живописных процессов. Вот тут на картинке хорошо видно эти процарапанные контуры, не совпадающие с окончательными, штриховыми).

Не делать! Самой не делать и детей не учить.

Хотя причины, почему её делают те, кто делает, я прекрасно понимаю. Я сама воспитывалась в мастерской, где были веские причины делать графью – и где иной раз (не всегда) её делали.

Почему? Потому что всю подготовительную работу выполняли негры-подмастерья, иногда совершенно не умевшие рисовать, но готовые с радостью посвящать часы и дни гладкому заполнению контуров равномерными цветными мазочками, на манер вышивки. После наложения двух-трех-четырех слоев этой вышивки, на профязыке рОскрышью или раскрЫшкой называемой, приходил мастер, прогонял негров, и начиналась живопись. Наложить несколько ровных слоев краски, не сбив при этом контура (который тоже перекрывается, перестает быть видным!) – не так-то просто, и поэтому неграм, совсем уж альтернативно одаренным насчет рисунка, иногда позволялось делать графью ПО ГРАНИЦАМ ЦВЕТОВЫХ ПЯТЕН. Внутри же пятен, там, где негры не могли ничего испортить, графью не делали никогда. Там мастер или восстанавливал рисунок из собственной головы, или, сняв кальку со своего же предварительного рисунка черт лица, через копирку переносил их на уже готовое ровно закрашенное неграми пятно.

Т.е., понятно вполне, зачем нужна графья в системе, где применяется механический рабский труд. Она затем, чтобы негры не накосячили, незаметно для себя передвигая границы пятен по своему разумению туда-сюда всякий раз – а в результате за три слоя накапливалось бы на сериозную ошибку, с которой потом мастеру пришлось бы бороться.

А вот зачем графья в системе, где автор сам пишет всё от начала до конца, или работает с помощниками удовлетворительной квалификации? Зачем эта лишняя-дополнительная и вдобавок небезопасная для сохранности красочного слоя операция?

А за тем же самым. За тем, что автор, пользующийся графьей, на определенном этапе работы предпочитает расслабиться, сбросить с плеч груз ответственности за свой собственный рисунок и уподобиться бездушному вышивальщику. Пускай время- и трудозатраты  на изготовление иконы при этом увеличиваются, зато творческие мускулы при этом несомненно отдыхают.

Что ж, каждый сам решает, какие мускулы ему важно упражнять и какие расслаблять.

Впрочем, не надо обольщаться и на счет НЕ-делания графьи. Не делать графью, увы, не всегда = постоянно себя контролировать, крепко держать свой рисунок и с самого начала до самого конца его улучшать и уточнять. Не всегда равняется, это да. Но условия таки создает!

А вот графья – она создает другие условия. Противоположные.

Tags: сложжное о ремесле
Subscribe

  • вилла Ампэн

    Проведя, из соображений укрепления дружбы с клиентами, целый час, шестьдесят минут! – в ограде памятника архитектуры , была вынуждена…

  • ко дню нетворкинга

    Вчера, сказали, был день нетворкинга. Как мне объяснили, в этот день нельзя заниматься творчеством, а только нетворчеством. Чем-нить по хозяйству,…

  • Лучшее, что я когда-либо читала о проповеди смирения

    (картинка 18 в. просто так, для отвлечения внимания) Рассказывают про Филоксена из Эрексиды и про сицилийца Гнафона, будто они были такими…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 14 comments

  • вилла Ампэн

    Проведя, из соображений укрепления дружбы с клиентами, целый час, шестьдесят минут! – в ограде памятника архитектуры , была вынуждена…

  • ко дню нетворкинга

    Вчера, сказали, был день нетворкинга. Как мне объяснили, в этот день нельзя заниматься творчеством, а только нетворчеством. Чем-нить по хозяйству,…

  • Лучшее, что я когда-либо читала о проповеди смирения

    (картинка 18 в. просто так, для отвлечения внимания) Рассказывают про Филоксена из Эрексиды и про сицилийца Гнафона, будто они были такими…