mmekourdukova (mmekourdukova) wrote,
mmekourdukova
mmekourdukova

Categories:

о графьях - 2

Извините, я знаю, что это всем скучно, все хотят слушать Паолу Волкову, она мимими, но таки продолжение профразговоров.

У меня не поместился в предыдущий постинг разбор пассажа из знаменитой книги свящ. П. Флоренского, две трети которой сводятся к сакрализации локальных технологий станковой темперной живописи. Пощу отдельно. Итак, пассаж:

«Да, иконопись начинается именно такой же гравюрой: сперва иконописец рисует углем или карандашом перевод изображения, т. е. церковнопреданные контуры, а затем нарисованное графится графьей, т. е. гравируется иголкой, вставленной в конец маленькой палочки; да ведь самое слово γράφω значит “режу”, “надрезываю”, “царапаю”, “графирую”; а γραφή — “графировальная игла”. Эта графья — инструмент древний, очень древний, теряющийся в веках, вероятно, в том или другом виде самое первое орудие изобразительного искусства. А знаменить так рисунок признается у иконописцев наиболее ответственной частью работы, особенно в отношении складок: ведь назнаменовать перевод — это значит передать множеству молящихся свидетельство Церкви об ином мире, и малейшее изменение не только линий, но и тончайшее — их характера придает этой отвлеченной схеме иной стиль, иную духовную структуру.»

Здесь целый

букет натяжек, неряшливостей и вранья.

Во-первых, «иконопись начинается» именно НЕ гравюрой, а, как и сказано самим автором  в той же фразе, предварительным рисунком. Вся эта ненужная, притянутая за уши параллель с гравюрой – только для отсылки к тем страницам «Иконостаса», где Флоренский клеймит «западную, латынскую, неправославную» гравюру за ее западность, латынскость и неправославие.

2. Графья (так называется и инструмент, и собственно процарапывание) – НЕ гравюра. В гравюре всякий процарапываемый (протравливаемый, вырезаемый) штрих остается видным и является частью образа, затем, собственно, он и режется, чтобы быть видным. Графья же в процессе живописи полностью уничтожается, причем иногда окончательные контуры графью повторяют, а иногда, изменившись в соответствии с уточнением замысла художника, – не повторяют вовсе.

3. Иконописец рисует (углем или сразу кистью, а карандаши появились на полтора тысячелетия позже первых икон) НЕ перевод. Переводом на профессиональном языке русских иконописцев последних трех столетий называется особый вид прорисей . А то, что рисует иконописец, называется просто «предварительный рисунок», ага, как у людей. Контурный или сразу тонально разработанный. «Церковнопреданный» – это да. Но всякий раз другой. Если это действительно художник, а не смурной кустарь-ремесленник.

4. Ну да, острая палочка – инструмент «древний, очень древний, теряющийся в векахъ». Вероятно, поэтому уже в верхнем палеолите мы встречаем произведения, выполненные БЕЗ такой острой палочки, а прямо красочкой. Красочкой-то лучше. Виднее.

5. Ещё одно красивенное кондовое теряющееся в веках слово – знаменить. «Знаменить» или «знаменовать» - это «обозначать вообще». Что угодно и как угодно. В том числе обозначать трехмерную форму на плоскости при помощи контура и тона. С чего Флоренский взял, что глагол этот относится к операции царапанья, непонятно.

6. Да, знаменщик (попросту – рисовальщик) – это ответственный иконописец. Подмастерья-раскрашиватели не знаменят сами (хотя и могут этому постепенно обучаться). Но знаменовать – это, повторяем ещё раз, НЕ царапать, а просто рисовать. Царапали-то в большинстве случаев как раз НЕ знаменщики, и именно потому, что не были знаменщиками.

7. ... «наиболее ответственной частью работы, особенно в отношении складок» - да почему же особенно в отношении складок?!  С какой стати именно складки в первую очередь и особенно «передают множеству молящихся свидетельство Церкви об ином мире»?  Потому что Флоренскому именно средневековые складочки казались чем-то особо хитроотличным от складочек академических? Другого объяснения у меня нет.

И, наконец, уж не под нумером, а в целом . Весь этот пассаж о графье написан так и поставлен в такой контекст, что создается впечатление, будто это неотъемлемый, онтологически важный этап технологии. Без которого икона не икона, и будто бы так писали все народы во все времена. А между тем это не так. А как раз наоборот. Сколько было на свете народов и времен мастеров и мастерских, столько и было (и есть и будет) технологий.

А Флоренского просто сбили с толку хитрожульные старообрядцы, у которых он и выспрашивал ихние эзотерические тайносекреты, вместо того чтобы разуть глаза и пройти краткий курс истории искусства.

Tags: ликбез, сложжное о ремесле
Subscribe

  • погода скачет как штандарт

    У нас ничего себе апрель в этом году, старожилы не припомнят. То вот так - То вот так - - во всю зиму такого не было! у меня герани…

  • (no subject)

    Вчера и сегодня, гуляя по пасхальной столице и заходя в церквы, чувствуешь себя так, как будто везде суббота! но при этом где-то, непонятно где,…

  • пост начинается приятно

    Второй тираж тряпочного учебника приехал из Вильнюса. Первый расторговала ровно за три года, не выходя из дому. ...какой грузчик во мне погибает!…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 46 comments

  • погода скачет как штандарт

    У нас ничего себе апрель в этом году, старожилы не припомнят. То вот так - То вот так - - во всю зиму такого не было! у меня герани…

  • (no subject)

    Вчера и сегодня, гуляя по пасхальной столице и заходя в церквы, чувствуешь себя так, как будто везде суббота! но при этом где-то, непонятно где,…

  • пост начинается приятно

    Второй тираж тряпочного учебника приехал из Вильнюса. Первый расторговала ровно за три года, не выходя из дому. ...какой грузчик во мне погибает!…