mmekourdukova (mmekourdukova) wrote,
mmekourdukova
mmekourdukova

Categories:
  • Mood:
  • Music:

ещё головы из Авиньона, или где соврал Вазари


В комментах к посту о современных Андрею Рублеву итальянских головах, изо всех сил пытающихся догнать греков,  произошел интересный разговор.

Вынесу сюда привлеченную френдессой цитату из Вазари.

"Тогдашними правителями Флоренции были приглашены несколько живописцев из Греции, чтобы вернуть Флоренции живопись ... отец Чимабуэ заключил с ними соглашение и Чимабуэ в короткое время намного превзошел их в рисунке".
Манера греков 13 в., по мнению Вазари, "изобиловала всякими линиями и контурами, была сухой, неуклюжей и однообразной, которую приобрели греки не путем изучения (природы), но по обычаю, передававшемуся от одного живописца другому в течении многих лет без всякой мысли об улучшении рисунка, о красоте колорита, или о какой-либо хорошей выдумке" .

Здесь очевидная правда замечательно тесно переплетена с явной неправдой.

Правда – это то, что Чимабуэ (1240 — около 1302) действительно учился у греков, как и все его бесчисленные соотечественники XIII - XIV вв. Явная, очевидная неправда – что Чимабуэ греков переплюнул. Ничего подобного. Ни один, даже самый гениальный итальянец XIII XIV в., не говоря уж о среднестатистических,  не переплюнул современных им греков по части рисунка, т.е. понимания формы и умения передавать ее на плоскости. Это видно невооруженным глазом, и это в высшей степени логично – невозможно варварам научиться за столетие тому, чему эллины учились веками, пережив последовательно и языческую классику, и языческий эллинизм, и Македонский ренессанс, и Комниновский, и Палеологовский.  

Почему же Вазари так явно, так очевидно врёт?

 

По многим причинам сразу.

- «Лучшие греки» времен Чимабуэ, т.е. после разорения Константинополя крестоносцами, работали в Сербии и Македонии. Там, где ещё не было турок и были деньги и заказы непосредственно от Королевского Дома. Ну, на Афоне ещё. Одного авантюриста даже в русские снега занесло. Вот там греки и переживали свой Палеологовский ренессанс, самый высокий в истории христианского искусства расцвет стиля и иконографии, вот там и просияли Михаил Астрапас, Евтихий и легендарный Мануил Панселинос.  Ничего этого Вазари, ясное дело, не видел. Он видел только то, что делали греки, на ходу обучавшие бригады варваров, в Венеции и во Флоренции. Я не буду здесь распространяться относительно облико морале художников, которые поехали работать для неправославных разорителей и грабителей православной столицы практически сразу после упомянутого разорения. Я единственно про то, что те понаехавшие в Италию греки не были лучшими кисточками своего времени. А весьма талантливому Чимабуэ (и Дуччо! и Мартини!) и в самом деле удалось дотянуться до очень приличного уровня. Который в глазах Вазари был более высоким, чем уровень понаехавших учителей.

- Итальянские варвары, дотягиваясь до греков, не копировали византийскую стилистику XIII XIV веков буквально. Они ведь не читали Леонида Успенского,  и их в первую очередь волновало не сходство со стилистикой учителей, а  красота художества и красота изображаемых персонажей. Поэтому у них могли быть несколько иные стилистические акценты. Например, им нравилась гладкость письма и нежность тональных переходов – и они тщательно вылизывали мелкими штришками свои весьма грубо нарисованные, недопонятые формы. Т.е. делали совершенно то же самое, что и в наше время охотно делают дилетанты, записавшиеся на курс академического рисунка. Недострою, так хоть же ж пооблизываю до блеска. Или ещё – итальянцам нравились красочки как таковые. Точно так же как дилетант млеет над пахучими тюбиками масла или блескучими кюветами акварели – вот так же млели и италианские варвары.  Ах, драгоценные красочки! Так приятно просто накладывать их чистым слоем, они безумно красивы сами по себе! И ведь действительно красивы. Отвлекают от жутких косяков рисунка. В глазах Вазари эти два преимущества родной ему школы (нежность переходцев и свежесть красочек) были очень важными, поэтому он вполне искренне презрительно отзывался о греках, не придававших великого значения ни тому, ни другому.

- И, наконец, Вазари у нас жил когда?  А он жил в уже развитом XVI в. Когда все точки над игреками уже были расставлены. Когда Византийская империя уже окончательно рухнула и грекам стало не до изячных искусств. Когда значение процесса, запущенного в XIII веке греческой инфузией в варварскую Западную Европу, сделалось ясно для всего христианского мира. Когда сказали свое слово Мантенья и Беллини, Рафаэль и Микеланджело и даже Джорджоне и Тициан. И когда греческая традиционная иконопись окончательно выродилась в жалкое ремесло, поточное производство, ноу-хау, передаваемое от одного ремесленника к другому без всякой мысли о чем бы то ни было, кроме этой самой передачи. Современник, сотрудник и прямой наследник титанов Возрождения Вазари имеет полное римское право презирать современных ему гречишек, и вот он их великолепно презирает, щедрой рукой распространяя свое презрение на предшествующие столетия.  И немножко хватает через край, как бывает со всеми куликами, хвалящими свои болота, даже если эти болота в данный момент действительно лучшие в мире.

И, чтобы вознаградить терпеливых читателей стольких букафф, - ещё несколько головок из Авиньона.

2



3


4


5


6


7


8


9


10


11



12


13


14


15


16


17


18



19


20


21


22


23


Это уж будет  XV в., иной раз начало XVI – т.е. современники нашего Дионисия. Причем современники не из числа титанов, а вот именно средний уровень по раёну, многие - анонимы как настоящие иконописцы. На них-то , на средних, как раз лучше всего и видно, что происходило. Видны все (уже здорово заметные!) успехи на пути погони за греками, и все неуспехи и косяки, обыкновенно бывающие при поспешной погоне, и национальная любовь к нежному сфуматистому вылизыванью формы, и богатство палитры, и – главное! – просветление и смягчение выражений личиков. Таких гуманных человеческих лиц варвары ещё никогда не знали в своей варварской истории. Эллины-то ещё до Христа знали, а варвары впервые дошли.

Вот это просветление и смягчение,  доброта и разум, мир и радость, сила и тонкость, ага, духовность вот эта,   как раз и есть то главное, что действительно очень заметно  ушло, отвернулось  от греков XV-XVI в. – частично в русские снега, частично в западноевропейские разнообразные и приветливые просторы.

И с тех пор продолжало пышно, хотя и неровно, цвесть и здесь и там.

И даже сейчас не окончательно увяло.

 

Tags: иль сон фу сэ ромэн, искусствоведы, италия
Subscribe

  • о социальном попечении

    Сегодня звонили из приюта, откуда взята Матильда. Узнать, как поживает наша девочка, укотовлённая месяц назад. Не бьём ли мы ее палкой, не…

  • 1870-е: их просили не беспокоиться

    Встретилось у Константина Леонтьева прелестное о современных ему земских школах – и этому вполне можно верить, Леонтьев же не Кураев, а…

  • почему вымерли

    Как обещала, в продолжение последнего прошлогоднего постинга об энциклопедическом издании «Великие старцы двадцатого столетия, 115…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 45 comments

  • о социальном попечении

    Сегодня звонили из приюта, откуда взята Матильда. Узнать, как поживает наша девочка, укотовлённая месяц назад. Не бьём ли мы ее палкой, не…

  • 1870-е: их просили не беспокоиться

    Встретилось у Константина Леонтьева прелестное о современных ему земских школах – и этому вполне можно верить, Леонтьев же не Кураев, а…

  • почему вымерли

    Как обещала, в продолжение последнего прошлогоднего постинга об энциклопедическом издании «Великие старцы двадцатого столетия, 115…