mmekourdukova (mmekourdukova) wrote,
mmekourdukova
mmekourdukova

Categories:

я крестиком НЕ вышиваю

Обещала кому-то показать и другие единицы хранения из моего Музэя Текстиля, из отдела вышивки крестиком. Признаюсь, что эта техника очаровывала меня с детства. Идея единого модуля, который задает, так сказать, молекулярный ритм изображения, меня очаровывает. По этой идее, таким модулем должен обеспечиваться и некий благородный лаконизм,  и чистота помыслов исполнения, и глаз должен радоваться такой простой с виду, но в действительности тонкой игре-стилизации.


В действительности же хорошо вышивать крестом так же трудно, как и писать красочками. Начиная от выбора масштаба крестика-модуля и до принятия решения о конфигурации каждой из бесчисленных площадочек, покрытых ровным тоном – практически такой же спектр возможностей сделать ошибку, как и в живописи. Уровень старинных вышивок, в которых стилизация действительно была изящной, логичной и глубоко укорененной в простейших архаических орнаментах, т.е. проникнутой подлинным духом средневекового подхода к изобразительности, сейчас почти недостижим. Да его и не пытаются достигнуть, пользуясь готовыми мелкомодульными схемами, или от своей дурной головы стилизуя фотографии крупным модулем. Поэтому я если что и покупаю сейчас, то скорее как курьез.

 

Прикольные сумки себе из этого сырья строчу. Вот, например.


Тут очень мелкомодульная вышивка нитками мулинэ «из головы», полно косяков, автор безнадежно плавает между академизмом и «средневековой стилизацией», но мелкомодульность и яркость спасают. Я ее заключила в пэтчворковое паспарту, вышло веселенько, по-летнему.

2. Это не собственно крест, а гобеленовый шов, тоже мулинэ и тоже, как мне кажется, авторский рисунок. Полный отказ от академизма, реальных масштабов, перспективных сокращений и объёма. Получился некий орнамент, несколько запутанный по ритму, но подкупающий простодушием и чистотой ярких цветиков. Сумка из него вышла десятилитровая, удобная очень.



3. А эта – поизящней, не на рынок, а типа на вернисажи ходить.Фон зашит шерстью полукрестом, изображение – мулине, в два раза более мелким модулем. Рисунок явно авторский, с академической модели. Косяков здесь полно, но они-то и пленительны, как манифестация средневекового изобразительного мышления.





4. А вот эта, совсем маленькая, просто по полотну без канвы, висит у меня на стенке в рамочке. Мулинэ, крест, нитки тонкие, так что вышивка получилась этакая полупрозрачная. Шито явно по готовой схеме, оригинал известен всем. Творчества со стороны исполнителя тут нет никакого, но сама схема выполнена изящно и лаконично. Задача как можно точнее перевесть оригинал в сетку из стольких-то пунктов, раскрашенных всего лишь в десяток колеров, решена на твердую четверку с плюсом.



5. А вот эта – последнее приобретение. Шерсть, местами шелк, гобеленовый шов. И совершенно особое место в Музэе.



Внимание! Здесь, и только здесь, мы видим настоящую, без дураков, авторскую стилизацию в полном согласии с принципами средневекового подхода к изобразительности. И стилизацию очень качественную, своего рода шедевр. Никаких косяков, каждая травка и каждая складка на своем месте, и любой малейший фрагмент, откуда не вырежь, красив как нерукотворное что-то. Изобразительное мышление автора ещё нисколько не испоганено фотографией, во всем видно усилие аналитической мысли и какая-то детская честность, милое такое воздержание от высказывания того, что сам художник недопонял.







К сожалению, исходный колорит несколько разрушен за счет выгорания, неубиваемый черный теперь проваливается дырками, а беленький малость пожелтел, о красных яблочках на кустах можно только смутно догадываться, но по части ритма и пластики это безусловный шедевр традиционного мышления. Сейчас так уже не сделает никто.

Ну, не то чтоб совсем никто – современный более-менее дисциплинированный в той или иной не-академической школе профессионал способен такое сделать, конечно, но никто не пойдет по своей воле на 1) такие чисто физические время- и трудозатраты, да ещё 2) при таком постоянном жестком контроле над красой абстрактной формы и 3) такой скромности и сдержанности цветовой гаммы и средств объемной лепки.







Я ее, отмыв от кошачьих пописов и немного подлатав (шито просто по канве, без ткани-основы, и канва, сцобако, тонкая), в рамочку закадрила и на стенку. Пускай ещё сто лет провисит.

 

Tags: бмт, тряпочки
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 35 comments