mmekourdukova (mmekourdukova) wrote,
mmekourdukova
mmekourdukova

Categories:
  • Mood:
  • Music:

о прекрасном



Эти см. здесь ещё иконы, росписи и малые архитектурные формы надвратного храма Андреевского монастыря в Москве сделаны художниками Ириной Зарон и Сергеем Антоновым. Добавлю, что их работы можно найти в десятке других храмов, а так же в собраниях ГРМ и ГТГ, не говоря уже о частных коллекциях – хотя можно бы и не добавлять, качество здесь говорит само за себя.
Это такие иконы, ради которых, как ради десяти праведников, не истребляется град.

Дальше цитирую поступившую информацию – цитирую как есть, я согласна с ее пафосом.

«Некоторое время назад местный викарный бискуп-наместник Феофилакт Моисеев отобрал у Ирины и скульптора Сергея Антонова (чьи несколько работ находятся в Третьяковке) ключи от надвратного храма и сменил там замки (шобы там не шлялись всякие и не зырили; а желающих реально много, в т.ч. не только художников-иконописцев, но и "простых прихожан" других храмов). А надысь вызвал их и владычне повелел выметаться (очистить арендуемое ими в монастыре небольшое помещение-мастерскую), несмотря на ранее сделанное собственное заявление "Работайте здесь хоть сто лет". А самих художников вместе с местной общественностью устремившихся к, скажем так, выражению недоумения, изволил напутствовать словами, что-де, беспокоиться нечего, ибо роспись закончат "лучшие лаврские живописцы" (sic). Короче говоря, есть реальный риск уничтожения икон и росписей работы Зарон (они не нравятся бискупу, который хочет нечто "наше настоящее", сиречь обычную помойку).»

 

Теперь цитирую некий отчет из фейсбука, более детальный, чем данные от френдессы, участвовавшей в мероприятии.

«11 декабря 2014 г. в Российской академии художеств на Пречистенке состоялась презентация работ художников Ирины Зарон и Сергея Антонова, оформлявших надвратный храм мч. Андрея Стратилата в Андреевском монастыре. Были представлены иконописные работы Ирины Зарон и скульптурные произведения, выполненные в дереве и камне, Сергея Антонова. Презентация имела целью защитить от переделки надвратный храм мч. Андрея Стратилата. Инициатором презентации стало отделение живописи РАХ.
Присутствовали: Евгений Максимов, академик РАХ, член Президиума РАХ, академик-секретарь Отделения живописи РАХ, руководитель творческой мастерской монументальной живописи РАХ, народный художник РФ, заслуженный деятель искусств РФ, профессор, проректор МГАХИ им В.И.Сурикова по творческой и выставочной работе; Алексей Лидов, академик РАХ, искусствовед; Николай Мухин, академик РАХ, член Президиума РАХ, народный художник РФ, член Совета по культуре и искусству при Президенте РФ, советник губернатора Ярославской области, Александр Корноухов, член-корреспондент РАХ, лауреат премии международного конкурса мозаичистов в Равенне, Италия (1986), лауреат Государственной премии Российской Федерации за достижения в области искусства (1994) и др.; Борис Чёрствый, скульптор; Николай Белоусов, архитектор, лауреат различных архитектурных конкурсов; Владимир Черёмхин, реставратор высшей категории (ГМИИ им. А.С. Пушкина); Маргарита Лоевская, доктор культурологии, профессор МГУ им. М.В. Ломоносова; о. Андрей Юревич, протоиерей, архитектор; Татьяна Козлова, художник, жена прот. Максима Козлова; Ирина Языкова, искусствовед, кандидат культурологии, зав. кафедрой христианского искусства Библейско-богословского института св. апостола Андрея, преподаватель Коломенской духовной семинарии, Российского православного института св. Иоанна Богослова; Лилия Ратнер, художник-график и искусствовед, Екатерина Шеко, зав. кафедрой иконописи ПСТГУ; Анна Чукина, искусствовед, научный сотрудник Музея современного искусства; Михаил Тишков, директор православной гимназии «Радонеж»; Ольга Трефилова, научный сотрудник Института славяноведения РАН.
Все собравшиеся так или иначе связаны с церковью и церковным искусством. В частности, все присутствовавшие представители Академии художеств являются художниками, выполняющими заказы христианских (православных и католических) церквей мира, и лауреатами различных конкурсов церковного искусства.
В рамках презентации, поддержанной Отделением живописи РАХ, прошла дискуссия о современном религиозном искусстве. Акад. Е.Н. Максимов вручил Ирине Зарон и Сергею Антонову Золотые медали Российской академии художеств.
Собравшиеся художники, искусствоведы, реставраторы, ученые единодушно признали храм Андрея Стратилата целостным произведением религиозного искусства, которое необходимо сохранить и защитить от возможных переделок.
Было предложено создать совет светского характера, в который бы входили эксперты высокой квалификации, который проводил бы совместно с Русской Православной Церковью конференции по проблемам церковного искусства и который мог бы выносить решения, имеющие целью защитить истинные произведения церковного искусства от вмешательств дилетантов. Резолюция заседания будет готова и подписана в ближайшее время."

Фух, стоп. Таковы факты.

Теперь что мне хочется сказать по поводу. Не по поводу наметившегося акта вандализма (тут и так всё ясно), а по поводу ассамблеи и проекта резолюции, вот того достопримечательного, что болдом выделено. Внесшие такое предложение художники, искусствоведы, реставраторы, ученые явно убеждены, что:
1) в русском православии существуют две группы (среды? расы? Два класса? слоя? нужное подставить): «светская» и... какая? Кого именно они имели в виду, кому именно противопоставили себя, свой светский совет? неужели...  РПЦ, если они собираются с нею совместно заседать? А они тогда кто у нас? мусульмане, буддисты или кто-то ещё? Или они все же христиане, хотя и миряне (светские то есть люди) - и опять сказка про белого бычка - кому именно они себя и свой совет противополагают?
2) в той группе (среде, классе...), которую они противопоставили "себе-светским", нет возможности организовать контроль над художественным (т.е. духовным) качеством сакрального искусства. В той, другой, группе нет ни специалистов, ни опыта суждения и оценки, ни критериев такого суждения. Короче, там либо вовсе отсутствует различение эстетического добра и зла, либо отсутствует метод и культура познания оных. Это, заметьте, через тыщу двести лет виктории над злым иконоборчеством, которое от познания эстетического добра и зла программно отказывалось.

Вот такие два положения, в виде базовых аксиом,  имплицитно содержатся в предложении создать совет светского характера, в который бы входили эксперты высокой квалификации, который проводил бы совместно с Русской Православной Церковью конференции по проблемам церковного искусства и который мог бы выносить решения, имеющие целью защитить истинные произведения церковного искусства от вмешательств дилетантов.

Красиво, правда? Стойте, сейчас будет ещё красивее.

Оказывается, некоторая часть собравшихся такое предложение отвергла. Но не потому, почему я выше объяснила. А вот почему (тут будут тоже две базовые аксиомы, не менее прекрасные):
1) в русском православии существуют две группы (среды? расы? Два класса? слоя? нужное подставить): «светская» и... «церковная». Во всяком случае, так самоназвались те, кому предложение о создании совета не приглянулось. Как хотите, так и понимайте – вот русское православие, а вот в нем внутренняя партия группа церковных (а не светских) представителей русского православия. И пункт
2) – никакие оценки и суждения не могут иметь места (или силы) вне той группы внутри русского православия, которая заявила сама себя как церковная. А почему? – очень просто, потому что те русские православные, которые не являются членами группы церковных русских православных, являются нецерковными русскими православными, и разве можно им давать слово и предоставлять им право суждения и оценки?

Вот такой понятный и, главное, ГРАМОТНЫЙ разговор неделю назад состоялся промеж академиков и лиц, скажем так, к ним приравненных.

В такой научной и культурной ситуации, дорогие братья и сестры, нам надо удивляться не тому, что всякий уранг в сане может выкинуть из храма любой шедевр, раздраживший его, уранга, внутреннее равновесие. Раздраживший, естественно, тем, что выламывается из стилистики, к которой уранг принадлежит сердцем и печенками – жирнозолотой кислотной стилистики турецких отелей.

Нам в такой ситуации надо удивляться тому, что мы все ещё ходим на двух задних ногах.

 

Tags: культур-мультур, лечебница шарантон, чудище обло
Subscribe

  • вся столица уклеена этим

    Но это не то, что вы сразу подумали. А как этого не подумаешь? картинка всегда сильнее текста. Ну или придают тексту особую пикантность.…

  • об освеженных бутербродах

    Сколько же, за последние двадцать лет, я видала таких выставок? и/или читала каталогов таких выставок? - - которые я про себя называю…

  • как, Карл?! как? можно было? похвалить?..

    В каментах к предыдущему возникла ценная тема – почему приличный и творческий человек может похвалить, печатно в том числе, феерическую,…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 46 comments

  • вся столица уклеена этим

    Но это не то, что вы сразу подумали. А как этого не подумаешь? картинка всегда сильнее текста. Ну или придают тексту особую пикантность.…

  • об освеженных бутербродах

    Сколько же, за последние двадцать лет, я видала таких выставок? и/или читала каталогов таких выставок? - - которые я про себя называю…

  • как, Карл?! как? можно было? похвалить?..

    В каментах к предыдущему возникла ценная тема – почему приличный и творческий человек может похвалить, печатно в том числе, феерическую,…