mmekourdukova (mmekourdukova) wrote,
mmekourdukova
mmekourdukova

Category:
  • Mood:
  • Music:

дальше про нас и про греков

Большое спасибо всем, кто вчера поучаствовал во мнениях по вопросу. Я там теперь уже раскрыла все те особо удачные и близкие моей душе комменты, которые вчера прятала, чтоб они своей красотой не повлияли на независимость респондентов, и таким образом независимость обогатила обсуждение ещё несколькими гранями истины.

 

А сегодня,  вслед вчерашнему, и тоже под замком (после сниму), вот какой вопрос для повертеть во все стороны.

Где у нас временные рамки «типичной, классической греческой иконописной стилистики» и временные рамки «типичной, классической русской иконописной стилистики»?

Как мне кажется, при ригористском подходе всё довольно просто: греки – это Македонский ренессанс + Комниновский  + Палеологовский. До того ещё не оформилось, после того уже начало разлагаться. Т.е., грубо говоря, с IX по XV век.

А русские – это и вовсе от Феофана Грека до Дионисия включительно. Три кита, с Андреем Рублёвым посреди. До того – ещё не оформилось, после того – начало разлагаться.  То есть, грубо говоря,  с конца XIV до середины  XVI в.

Да, но у греков «до того» было восемь веков христианской истории – чем они были заняты? А они не торопясь шли к высокому византинизму от хорошо забытого языческого эллинизма. А «после того» что было? А, во-первых, мощная инфузия высокой художественной традиции в кровеносную систему только того и ждавшего Запада – и, во-вторых, меделенное, но верное увядание той же высокой художественной традиции «на родине».

А что в России было «до того»? Ясно что – срочный ликбез, от греков. Затем провал на двести лет и опять срочный ликбез, и опять от греков. Даже и самый тот Феофан, который включается в стандартный набор из трех русских китов, на которых наше всё, - родился греком.
А «после того» что было? Да почти сразу и началась новая волна срочного ликбеза, но уже от Запада. Причем одновременно, в одих и тех же руках и головах, шло и разложение высокой русской классики, и этот самый ликбез. Устаканилось только к
XIX в. Устаканилось в том же смысле, что и при Андрее Рублёве – кончилось авральное прихватывание у соседей, кончилось судорожное глотание непереваренных кусков, и началось спокойное уверенное своё. Только уже академическое, а не средневековое.

Что случилось с нами потом, все знают.

Tags: сложжное о ремесле
Subscribe

  • Новелла неустарелла

    Вот я удивляюсь больше всего двум вещам – на небе частым звёздочкам да дремучей альтернативной одаренности некоторых , которые всерьёз на…

  • о бестелесных фигурах

    Извините за ещё раз, тут мне конкретно прислали пассаж из спича, о котором вчера - «Они намеренно искажают форму, они намеренно…

  • wet dream с Леонидом Успенским

    По агентурным данным, Одна Аспирантка АХ на днях озвучивала простому народу лекцыю про палеохристианское искусство, и там провозглашался…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 37 comments

  • Новелла неустарелла

    Вот я удивляюсь больше всего двум вещам – на небе частым звёздочкам да дремучей альтернативной одаренности некоторых , которые всерьёз на…

  • о бестелесных фигурах

    Извините за ещё раз, тут мне конкретно прислали пассаж из спича, о котором вчера - «Они намеренно искажают форму, они намеренно…

  • wet dream с Леонидом Успенским

    По агентурным данным, Одна Аспирантка АХ на днях озвучивала простому народу лекцыю про палеохристианское искусство, и там провозглашался…