Чтобы передохнуть от споров о стиле, перескочу на иконографию. На монументальную даже, то есть на программу декорации храма.
У православных-то все ясно – икона Христа всегда на почетном месте, в абсиде и (или) в куполе, если расписаны сами стены.
То, что в храмах у западных наших братьев Хозяина часто вообще не видать, составляет для меня неодолимое препятствие. Раньше-то было не так, вот еще в XIII веке всё было в порядке:
(это из Майнца, теперь в музее). Ну, еще XIV, XV кое-как продержались, а потом все поползло...
Ну да, маленькое Распятие обычно стоит на главном алтаре – но ведь, даже если оно вполне традиционное, Спасителя с двух шагов не разглядеть. Иногда большое Распятие подвешено в абсиде над алтарем или под аркой – но, как правило, против света, его плохо видно, да и шея отвалится созерцать объект на немилосердной высоте. Такое Распятие – просто отмазка, поэтому и отношение к нему – просто как к декоративному элементу.
Вот здесь (это в Ааахене) его хорошо видно – а смотреть не на что. Цветные эмальки, это да, красиво, а Христос где? Три пустые ниши и свежий букетик от дорогого флориста.
Пока лучшим вариантом (на безрыбье) остается помещение большого «музейного» Распятия на стене за алтарем, вот как здесь, в крипте собора в Майнце. Встречается такое редко и, как правило, в криптах или боковых капеллах. Почему я говорю «музейное» - потому что вещь не на своем историческом месте, приспособил ее сюда дизайнер.
Или «музейное» же живописное ретабло с Распятием в центре, помещенное за алтарем. Вот я надыбала в Нюрнберге сразу два, в Мариенкирхе и у св. Иакова Кампостельского, а в других местах и того не было. Я уж не знаю, как достигается такая сохранность и безопасность, но вот – открыто стоят, что называется, музейные вещи с XIII по XVI век, и иногда мне случалось пребывать с ними наедине в совершенно пустом храме, ни охраны, ни свечницы, ни котенка. Но, повторяю, даже это – всего лишь на безрыбье. Как ЗНАК иконы Христа вместо самой иконы.
И вот еще один случай (забудем на миг, что это нелюбимое барокко, мы сейчас о программе храмовой декорации говорим) – живописное Распятие большого размера, вот в глубине, в темноте там можно смутно узреть. Ну да, в крайнем случае заменяет икону Спасителя. Но... посмотрим, что помещается по бокам алтаря. Это ведь почетные места, соответствующие двум местам по сторонам Царских врат в православной традиции. Слева – Богородица, это правильно, это как у нас. А справа? А там св. Иосиф Обручник. Без комментариев. Тем более что храм Святодуховский (в Фульде). То есть, по-моему, у составителя программы совсем было плохо с чувством юмора...
Только раз я видела храм с приемлемой программой декорации абсиды. Новодел 1910 года в захолустном Таубербишопсхайме у св. Мартына Турского. Вот такая псевдоготика с легким уклоном в барокко. Ретабло – св. Мартын на почетном месте, по бокам сцены жития и другие чтимые святые, а в верхнем ярусе Распятие, относительно крупных размеров и освещенное естественным светом. А на боковых столпах – парные ростовые изображения Христа и Богородицы. Тоже крупные, видные отовсюду, обращенные к верным.