mmekourdukova (mmekourdukova) wrote,
mmekourdukova
mmekourdukova

Category:

уникальный случай маньеризма

Запощу ещё небольшой кусочек, с того места, на котором остановилась, а заодно и выну из-под замков эти три предыдущих русско-греческих постинга
раз
два 
остановилась на третьем здесь
,
и ещё раз спасибо всем, кто приходил туда пошевелить мозгами, мне это очень помогло сложить мысли в кучку.

 

...Преждевременный маньеризм – не что иное как «заигрывание», хорошо известный музыкантам и театральным актерам феномен. С ним борются только молитвой и постом строгим и полным прекращением исполнения заезженной пиэсы и возвратом к истокам гаммам.


Некоторая трудность состояла в том, что эти самые истоки, если и не вовсе иссякли, то сделались малодоступны как раз тогда, когда русская иконопись, вновь окрепнув и "найдя себя", могла бы к ним припасть!
Свержение татарского ига (1480) и падение Константинополя (1453) совершились почти одновременно.
Москва назвалась Третьим Римом, будучи все ещё недоучившимся византийским иконописным студентом.
И это в то время, когда Запад  учился у Византии взахлеб, ударными методами.
Учился через награбленные в Константинополе христианские памятники, через «отчасти реабилитированные» памятники античные, учился и непосредственно от греческих художников, наиболее одаренные из которых не осели в «грекостильных» резервациях вроде кустарных мастерских Крита, а просто перебрались на Запад, участвуя в процессах Ренессанса и перехода к академической стилистике и как художники, и как наставники местных кадров.

 

Нет ничего удивительного в том, что Россия, географически столь отдаленная и от крито-венецианской поствизантийской школы, и от Запада, и вдобавок нерасположенная к Западу по конфессиональным соображениям, оказалась примерно с середины 16 в. стилистически предоставлена самой себе. И здесь-то мы и можем наблюдать, на мой взгляд, уникальное в истории христианского искусства торжество маньеризма – уникальное по охвату территории, по масштабности маньеристических проявлений и, главное, по отсутствию стилистической конкуренции!



В Западной-то Европе, не говоря уж о Византии, маньеризм всегда лишь сопутствовал магистральной линии развития стиля, будучи курьезным отклонением, извилистым отростком главной дороги, но в России 16-17 вв. маньеризм и был Большим Вне Конкуренции Магистральным Стилем!!

 

Tags: маньеризм, сложжное о ремесле
Subscribe

  • Соня Мармеладова как малохристианка

    Константин Леонтьев, как известно, Достоевского не слишком жаловал, и Сонечку Мармеладову лучом света в темном царстве не считал. Вот…

  • пост начинается приятно

    Второй тираж тряпочного учебника приехал из Вильнюса. Первый расторговала ровно за три года, не выходя из дому. ...какой грузчик во мне погибает!…

  • об освеженных бутербродах

    Сколько же, за последние двадцать лет, я видала таких выставок? и/или читала каталогов таких выставок? - - которые я про себя называю…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 64 comments

  • Соня Мармеладова как малохристианка

    Константин Леонтьев, как известно, Достоевского не слишком жаловал, и Сонечку Мармеладову лучом света в темном царстве не считал. Вот…

  • пост начинается приятно

    Второй тираж тряпочного учебника приехал из Вильнюса. Первый расторговала ровно за три года, не выходя из дому. ...какой грузчик во мне погибает!…

  • об освеженных бутербродах

    Сколько же, за последние двадцать лет, я видала таких выставок? и/или читала каталогов таких выставок? - - которые я про себя называю…