mmekourdukova (mmekourdukova) wrote,
mmekourdukova
mmekourdukova

Categories:
  • Mood:
  • Music:

о портретах дотягивающих и недотягивающих

Френд пишет :

Thomas_Gainsborough,_Giovanna_Baccelli__Oil_on_canvas,_c___1782__Tate.jpgBorschova_by_levitskiy.jpg

1. Томас Гейнсборо. Портрет Джованны Баччелли, ок. 1782
2. Д.Г. Левицкий. Портрет Натальи Семеновны Борщовой, 1776


Левицкий - величайший русский художник своего времени, и все же до Гейнсборо он не дотягивает, ИМХО.

Я там написала:

Они просто совершенно разные. С разными целями. Левицкому было не надыть то, за что боролся Гейнсборо, и наоборот.
Причем оба уж несомненно не дотягивают до современной им континентальной Западноевропы.

А здесь скажу

больше – да вообще крупные русские художники, к счастью, никогда не ставили себе тех целей, которые ставил себе Гейнсборо!

Даже «внешние задачи» разные были. Причем, казалось бы, в пользу Гейнсборо –

- он пишет взрослую даму, свою заказчицу, а Левицкий – детей, младых херувимчиков девиц, ни одна из которых заказчицей не являлась;

- Гейнсборо пишет «просто портрет», т. е. самостоятельный самодостаточный образ конкретного человека, Левицкий же – как бы серию марионеток в ролях: музыкантша, учоная, танцорка и пр., на манер столь любимых минувшим семнадцатым веком костюмированных ролевых серий – сословия, ремесла, народцы...

И что же мы зрим на выходе?

Именно у Левицкого получились полноценные психосоматические портреты русских девочек, каждой отдельной девочки отдельный полноценный самодостаточный портрет! А вот у Гейнсборо, при всей ловкости кисти и подчеркнутом изяществе техники, получилась довольно абстрактная фифа в лентах и рюшечках на фоне ей же подобных облаков. Таких фиф сотнями штамповали заламаншевые современники Гейнсборо. Только гораздо увереннее штамповали. Как под видом портретов, так и вовсе из головы по памяти. Этому модному товару англичанин и подражал, а до Джованны Баччели как таковой ему было очень мало дела.

При этом и Левицкий, и Гейнсборо – оба явно не дотягивают до уровня великих академий континентальной Западноевропы, перехвативших и уверенно в это время державших эстафету «вечного эллинизма» в христианском искусстве. По вполне понятным причинам не дотягивают: Рим далече и от Лондона, и от СПб. Да вдобавок у нас были татары, а у них – иконоклазм на базе Реформации, задерживает развитие христианского мышления в образе не хуже татар.

Из русских первым дотянулся до евроуровня – А. Иванов (р. 1806). А из англичан – кажется, вообще аж только Уистлер (р. 1834). Да и то потому только, что учился в СПб (шутка, но не совсем).

А на том (в масштабах своих стран – выдающемся!) уровне, где находились Левицкий и Гейнсборо, как мы хорошо видим, возможны разные цели.  

Из двух национальных гениев  стоял на более правильной  (магистральной)  дорожке, несомненно, Левицкий.  А Гейнсборо – ну, что там греха таить? на маньеристской он дорожке стоял! Ему фальбала была дороже человека (Да ведь что же фальбала? зачем фальбала? Ведь она, маточка, вздор! ведь она, маточка, тряпка — фальбала; она, маточка, фальбала-то — тряпица!).

Потому мы, даже со всем нашим татарским бэкграундом, англичан и обогнали.  На поколение (1806 – 1834).

Да и то если считать Уистлера англичанином (каковым он сделался, по правде говоря, только в том возрасте, в каком вот я, красавица, в Брюссель переехала).
Tags: сложжное о ремесле
Subscribe

  • Добрый сказочник

    (дорогой френд пробудил воспоминанья) С этим автором, я думаю, знаком каждый, миллионными тиражами, десятками переизданий, в каждом доме, в…

  • о веществах

    В каментах на два последних моих поста, по понятным причинам, говорят об, ээ, «веществах», далее без кавычек. О влиянии веществ на…

  • вчитывание, плавно переходящее в парейдолию

    Кстати дальше о вчерашнем - Вчитывание выражений в человеческие лица на таких картинках, которые в силу стилистической ограниченности ещё…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 39 comments

  • Добрый сказочник

    (дорогой френд пробудил воспоминанья) С этим автором, я думаю, знаком каждый, миллионными тиражами, десятками переизданий, в каждом доме, в…

  • о веществах

    В каментах на два последних моих поста, по понятным причинам, говорят об, ээ, «веществах», далее без кавычек. О влиянии веществ на…

  • вчитывание, плавно переходящее в парейдолию

    Кстати дальше о вчерашнем - Вчитывание выражений в человеческие лица на таких картинках, которые в силу стилистической ограниченности ещё…