mmekourdukova (mmekourdukova) wrote,
mmekourdukova
mmekourdukova

буква и дух

В позавчерашней записи о программах храмовой декорации я не упомянула собор в Вюрцбурге, нарочно оставила на потом. Несмотря на то, что он-то как раз удовлетворяет основному требованию монументальной иконографии – размещать икону Христа на самом почетном месте.

Формально удовлетворяет, да. Композиция в алтарной части собора легко прочитывается как самый что ни на есть традиционный сюжет палеохристианской и ранневизантийской декорации храма: Второе Пришествие Христа во славе. Вот эти центробежные макаронинки над золотым диском – это ангелы и архангелы, а под диском, судя по позам – старцы Апокалипсиса, и Агнец тоже присутствует. А посередине кто? Кого изображает этот механически распяливший кукольные ручки манекен, напоминающий выкрашенную в белый цвет летучую мышь? Плоскогрудый, с низкой талией и совершенно мертвой маской вместо лица? «Узнать» в нем Христа можно только по факту помещения манекена в заалтарное пространство и в центр грубо, лобовым манером ориентированной на него композиции. Не икона – заявка на икону. Несостоявшаяся заявка. Стилистически меченая клеймом конструктивизма, стиля Второй мировой войны...
А теперь полюбуемся на вклад 60-х годов в сакральное пространство многострадального собора: алтарь и дарохранительницу (вон та черная масса слева). Ансамбль полированного гранита колоссальных размеров и совершенно нечеловеческих пропорций. Как будто танк въехал в собор – только танк все же функциональнее выглядит. От этого алтаря инстинктивно хочется держаться подальше – того гляди, наедет. И паровозная топка какая-то в нем мерцает подозрительная. В другом сооружении тоже такая топка есть.

А вот и дополнения, в том же духе. Каком бишь духе? Конечно, духе любви, радости, мира, высокой человечности, ежели кто вдруг еще не понял. Это створка врат. Это подсвечник у входа, изящная вещица, при виде которой я почему-то затосковала по барокко.

А это западная стена. Единственное место, где в храме можно поставить свечку и, если угодно, помолиться. Задом к алтарной части (уж какая она ни есть). Вот перед этой выделанно грязной и закопченной стенкой. Фото сделано при вспышке, и несколько ослабло то совершенно шокирующее впечатление, которое оставляет этот угол с как бы обгоревшим скелетом подсвечника и застывшей в судороге, как бы тоже обгорелой скульптурной группой.
Вот он какой, городской собор в Вюрцбурге. Хорошо, что в этом городе есть Епископская резиденция с плафоном дивной кисти Тьеполо. Хоть там можно дух перевести.

 

Tags: модернизм и постмодерьмизм, соседи мои нибелунги, чудище обло
Subscribe

  • об отношении к образованию

    Наблюдая за (впрочем, оффтопным) разговором френда со случайным прохожим, я поймала себя на том, что удивлена только не знаю, приятно

  • его уличили, и он сознался

    В каментах заговорили о шибболетах , а тут как раз и картинка прелестная на тему попалась в ленте. Текст к ней такой - « В…

  • взгляните на множество других памятников

    Прелестное тут нам сказали на днях – ну, конечно, это возраст, жара, с устатку на автопилоте, с кем не бывает, слова ничего не значат,…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 32 comments

  • об отношении к образованию

    Наблюдая за (впрочем, оффтопным) разговором френда со случайным прохожим, я поймала себя на том, что удивлена только не знаю, приятно

  • его уличили, и он сознался

    В каментах заговорили о шибболетах , а тут как раз и картинка прелестная на тему попалась в ленте. Текст к ней такой - « В…

  • взгляните на множество других памятников

    Прелестное тут нам сказали на днях – ну, конечно, это возраст, жара, с устатку на автопилоте, с кем не бывает, слова ничего не значат,…