mmekourdukova (mmekourdukova) wrote,
mmekourdukova
mmekourdukova

буква и дух

В позавчерашней записи о программах храмовой декорации я не упомянула собор в Вюрцбурге, нарочно оставила на потом. Несмотря на то, что он-то как раз удовлетворяет основному требованию монументальной иконографии – размещать икону Христа на самом почетном месте.

Формально удовлетворяет, да. Композиция в алтарной части собора легко прочитывается как самый что ни на есть традиционный сюжет палеохристианской и ранневизантийской декорации храма: Второе Пришествие Христа во славе. Вот эти центробежные макаронинки над золотым диском – это ангелы и архангелы, а под диском, судя по позам – старцы Апокалипсиса, и Агнец тоже присутствует. А посередине кто? Кого изображает этот механически распяливший кукольные ручки манекен, напоминающий выкрашенную в белый цвет летучую мышь? Плоскогрудый, с низкой талией и совершенно мертвой маской вместо лица? «Узнать» в нем Христа можно только по факту помещения манекена в заалтарное пространство и в центр грубо, лобовым манером ориентированной на него композиции. Не икона – заявка на икону. Несостоявшаяся заявка. Стилистически меченая клеймом конструктивизма, стиля Второй мировой войны...
А теперь полюбуемся на вклад 60-х годов в сакральное пространство многострадального собора: алтарь и дарохранительницу (вон та черная масса слева). Ансамбль полированного гранита колоссальных размеров и совершенно нечеловеческих пропорций. Как будто танк въехал в собор – только танк все же функциональнее выглядит. От этого алтаря инстинктивно хочется держаться подальше – того гляди, наедет. И паровозная топка какая-то в нем мерцает подозрительная. В другом сооружении тоже такая топка есть.

А вот и дополнения, в том же духе. Каком бишь духе? Конечно, духе любви, радости, мира, высокой человечности, ежели кто вдруг еще не понял. Это створка врат. Это подсвечник у входа, изящная вещица, при виде которой я почему-то затосковала по барокко.

А это западная стена. Единственное место, где в храме можно поставить свечку и, если угодно, помолиться. Задом к алтарной части (уж какая она ни есть). Вот перед этой выделанно грязной и закопченной стенкой. Фото сделано при вспышке, и несколько ослабло то совершенно шокирующее впечатление, которое оставляет этот угол с как бы обгоревшим скелетом подсвечника и застывшей в судороге, как бы тоже обгорелой скульптурной группой.
Вот он какой, городской собор в Вюрцбурге. Хорошо, что в этом городе есть Епископская резиденция с плафоном дивной кисти Тьеполо. Хоть там можно дух перевести.

 

Tags: модернизм и постмодерьмизм, соседи мои нибелунги, чудище обло
Subscribe

  • о веществах

    В каментах на два последних моих поста, по понятным причинам, говорят об, ээ, «веществах», далее без кавычек. О влиянии веществ на…

  • странный жанр

    (вследствие каментов ко вчерашнему) Любопытно, что пейзаж в до-академические и даже отчасти в академические времена граничил с орнаментом,…

  • сайты психподдержки говорят с вами

    На сайте психологической поддержки в Штатах, друг прислал, объяву повесили (потому что у них телефоны, натурально, дымятся уже) - -…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 32 comments

  • о веществах

    В каментах на два последних моих поста, по понятным причинам, говорят об, ээ, «веществах», далее без кавычек. О влиянии веществ на…

  • странный жанр

    (вследствие каментов ко вчерашнему) Любопытно, что пейзаж в до-академические и даже отчасти в академические времена граничил с орнаментом,…

  • сайты психподдержки говорят с вами

    На сайте психологической поддержки в Штатах, друг прислал, объяву повесили (потому что у них телефоны, натурально, дымятся уже) - -…