mmekourdukova (mmekourdukova) wrote,
mmekourdukova
mmekourdukova

Categories:
  • Mood:
  • Music:

На переломе от средневековой стилистики к академической

... (впрочем, какой перелом? Процесс, и длительный, и чреватый задержками и искушениями), так вот, на переломе бывает один такой момент, когда средневековая стилистика, достигнув расцвета, все же никак не решается перескочить в академическую. Топчется некоторое время на месте, как бы собираясь с силами. И тут, конечно, возникают всякие застойные явления в виде маньеризма.

Но был ещё один клапан, куда ударяла творческая энергия христианского мира. Внестилевой клапан.

Речь об иконографии, которая на вышеупомянутом переломе имеет тенденцию лавинообразно расширяться. Сперва количественно (всё больше фигурок, всё больше всяких действий и ситуаций, в которых заняты фигурки), а затем и, так сказать, вглубь – когда фигурки, действия и ситуации означают уже не только самих себя, но ещё и то, чем они вовсе не являются (феномен называется символизмом).

Для нормального византийского мира знаковыми памятниками описываемого явления будут, конечно, храмовые росписи по суперсложным программам. Во много ярусов, с супер-пупер полными нарративными циклами  и символическими выдумками, чтоб  же ж ни один догматический концепт не остался невоплощенным. Вот как в Грачанице, или в Мистре (один только Богородичный цикл из двадцати пяти картинок!), или в Дечанах (15 нарративных циклов плюс полная Минея на 365 дней, не считая мелких брызг). И это всё, заметьте, ещё в 14 в., раньше всех отстрелялись. И, сдается, с наименьшими духовными потерями.

Для России знаковыми памятниками этого феномена будут скорее не храмовые программы и даже не пятиярусные иконостасы, а «станковые» иконы на заковыристые сюжеты, вроде Премудрость созда себе дом, Троица с хождением, Церковь воинствующая, Ангел Благого Молчания, Неопалимая Купина, Всевидящее Око, Распятие в Лоне Отчем и прочие подобные навороты. (примечание - почти всю проделанную в этом гиблом направлении работу впоследствии или Синод напрямую запретил, или само рассосалось так, что и концов иной раз не найти). И это происходило уже 16-17 вв., да и в 18-м, по правде говоря, не сразу успокоились. А успокоились только тогда, когда академизм пришел на нашу землю.

А для Запада? Понятно, что там – тоже 16-17 в. Но занятно, что на Западе символистские сюжеты не очень сильно задели своим перепончатым крылом церковное искусство – по той простой причине, что светское было уже достаточно развитым, и вся эта литературно-креативная струя низринулась в основном туда.
Все эти аллегории всего-чего-не-лень, все эти фламандские пословицы Брейгеля.
Или уж явно на грани ереси и сектантства (Босх).
А вот в собственно церковном искусстве Запада тяжелых символистских загибов не обретается. Счастливо канализировалось в другое русло.
Tags: азиаты мы, в греции всё есть, метаморфозы, семиотические пляски, сложжное о ремесле
Subscribe

  • Добрый сказочник

    (дорогой френд пробудил воспоминанья) С этим автором, я думаю, знаком каждый, миллионными тиражами, десятками переизданий, в каждом доме, в…

  • о веществах

    В каментах на два последних моих поста, по понятным причинам, говорят об, ээ, «веществах», далее без кавычек. О влиянии веществ на…

  • вчитывание, плавно переходящее в парейдолию

    Кстати дальше о вчерашнем - Вчитывание выражений в человеческие лица на таких картинках, которые в силу стилистической ограниченности ещё…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 36 comments

  • Добрый сказочник

    (дорогой френд пробудил воспоминанья) С этим автором, я думаю, знаком каждый, миллионными тиражами, десятками переизданий, в каждом доме, в…

  • о веществах

    В каментах на два последних моих поста, по понятным причинам, говорят об, ээ, «веществах», далее без кавычек. О влиянии веществ на…

  • вчитывание, плавно переходящее в парейдолию

    Кстати дальше о вчерашнем - Вчитывание выражений в человеческие лица на таких картинках, которые в силу стилистической ограниченности ещё…