mmekourdukova (mmekourdukova) wrote,
mmekourdukova
mmekourdukova

Categories:
  • Mood:
  • Music:

найти нужный лик

Вот какой вопрос дошел до меня – через вторые руки – по поводу этой мозаики на памятном кресте, установленном на воинском захоронении, скажем так, вдали от России.



Инициативная группа собирается ее, мозаику, поновлять, в связи с чем и спрашивает батюшку:

«Какой лик Богородицы наиболее близок к остаткам изображения на иконе?»

Человеку свежему, со стороны, вопрос покажется диким.

Он и есть дикий. Но мы, православные, мы же имеем как бы некий переключатель вгалаве. И после первого испуга догадываемся, что вопрос на самом деле следует интерпретировать как «Какому иконографическому типу соответствует это изображение?». Над этим вопросом, оказывается, уже думал искусствовед Ф., «чьи предки занимались именно этими ликами. Он считает, что Огневидная - самая верная версия для лика Богородицы на Кресте. Но она не красного цвета... Моя версия такая - делался лик для Китая, где женщина в красной одежде - невеста идущая "под венец"! Генерал Добронравов в Маньчжурии был и жил и воевал долго. Он понимал, что китайцам долго придется объяснять. а икона останется у них в Китае.Может поэтому одежда синяя?» Думал над этим вопросом, кроме искусствоведа- чьи-предки, и ещё кто-то, и выдвинул свою версию – «Умиление».
Картинки к вопросу были приложены.



Да, именно эти две.

Т.е. люди всерьез считают, что для работы над восстановлением  (или над  копией-реконструкцией) той мозаики на кресте художнику необходимы сведения о том, какой это иконографический тип, с точным его названием и в какой день празднуется, и необходимы вот эти картинки. И что автор сей древней мозаики тоже творил, имея перед собой канонический исходник и точно знал, как такой «лик» называется. А без этих сведений художники прямо как без рук слепые котята.

Мой ответ

"Дорогой отец Х.,

Вопрос, который Вы мне переадресовываете, задан не совсем корректно.

Видите ли, сто лет назад православные художники, выполняя подобные заказы, никак не заморачивались подбором "канонического" прототипа с ярлычком-названием и днем празднования в календаре. Они просто изображали Матерь Божию, вполне узнаваемую в этом контексте, основываясь на уже существующейбесконечно широкойЕе иконографии, но ничего не копируя буквально.

Да, если очень хочется ярлычок, то эта мозаика близка по иконографии к типам "Огневидная" и "Агиосоритисса" (но вовсе не к Серафимо-Дивеевской, поскольку там и голова, и глаза опущены). Но выполнена она, в отличие от традиционных "Огневидной" и "Агиосоритиссы", в академической манере, и голова Богородицы убрана скорее на западный лад, т.е. тонкий белый платок и плотная синяя накидка. Эти два обстоятельства, кстати, и навели предыдущего консультанта на мысль о Серафимо-Дивеевской.

Вобчем, могу посоветовать только - не мудрить с названиями и каноническими прототипами (кстати, Огневидная на присланной фотографии - полное безобразие, смотреть страшно), а найти хорошего художника. Не только с тупо-копировальным опытом, но и с немножечком собственного понятия о том, что такое икона вообще и что такое икона Матери Божией в частности".

*    *    *    *  

Я бы не постила это безумие глубокомыслие, если бы оно не было так характерно, так типично, так неизбежно «при работе над». И не только в далеком Харбине. Тамошняя инициативная группа ведь не сама это всё придумала, весь этот научный подход. Нееет, они слышали, что "так полагается и все так делают".

...Заведу-ка я тэг «Горе, компасы наши они унесли» «фканоне». Тем более что имею некоторые планы по развитию темы.

 

Tags: фканоне
Subscribe

  • наглядноочевидно

    Три картинки прямо из ф-ленты. Три портрета одного и того же лица, согласно календарю. Расстояния между ними - лет в двести с хвостиками, от XIII в.…

  • интерстилистическое и интертехническое

    Из подзамочных каментов, с минимальным редактированием и слегка распространив - Френдесса: Есть у меня знакомый художник-реставратор…

  • о сознании, определяющем бытие

    Уже не в первый раз в каментах, у себя и на других площадках, сталкиваюсь с явлением, весьма (и опасно) близким к смешению, или путанице, между…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 30 comments

  • наглядноочевидно

    Три картинки прямо из ф-ленты. Три портрета одного и того же лица, согласно календарю. Расстояния между ними - лет в двести с хвостиками, от XIII в.…

  • интерстилистическое и интертехническое

    Из подзамочных каментов, с минимальным редактированием и слегка распространив - Френдесса: Есть у меня знакомый художник-реставратор…

  • о сознании, определяющем бытие

    Уже не в первый раз в каментах, у себя и на других площадках, сталкиваюсь с явлением, весьма (и опасно) близким к смешению, или путанице, между…