mmekourdukova (mmekourdukova) wrote,
mmekourdukova
mmekourdukova

Categories:
  • Location:
  • Mood:
  • Music:

о тесте проквашенном и непроквашенном

Никак не слезу со смягчения нравов, прошу прощения (а зато на той неделе завалю ЖЖ картинками, выставка же).



(русско-европейская картинка с умыслом просто для привлечения внимания)

В комментах прозвучало, что о нищете и социальном неравенстве русская литература заговорила сразу, еще до собственного рождения, не опоздала ни на 50 ни на 100 лет, как кому-то могло показаться.

Это Александр Радищев имеется в виду.
Мол, западные сострадатели вроде Гюго и Диккенса были уже потом.

Мы, дескать, хотя и прибежали на виноградник в полдвенадцатого, но зато сразу стали в нем – делатели! А Запад всё балду пинал, даром что уже с раннего утра торчал на винограднике.

Признаюсь, что знакомства с Радищевым по школьному уютному дайджесту мне достало надолго. Полностью прочесть любопытную книгу (1790) я подвиглась в совсем зрелом возрасте, и впечатление вышло ослепительное. Нет, не от гуманизма автора. А наоборот – от его феодализма.

Да, он понахватался у французских энциклопедистов на предмет некошерности рабства и с пафосом проиллюстрировал тезис жанровыми картинками, снятыми с окружающей действительности. Ну и что? Вы можете мне назвать в этой книге хотя бы одного крепостного или даже простолюдина, чье лицо и характер удержались бы у вас в памяти по прочтении книги? Хоть одного живого человека, а не лубочную картинку, иллюстрирующую политический памфлет? Ась? То-то. Я тоже не могу.

А со сколькими простолюдинами, горожанами и даже крестьянами, вы знакомитесь, дочитав такой памятник, как «Декамерон», 1350-е? Да полгорода заселить можно. Живые люди, автор со всеми знаком, почти с любым может вместе выпить и поговорить на равных о чем угодно, любого уважает и от любого хоть немного да зависит – как от согражданина, соседа, соприхожанина, даже пускай личного слуги – но не раба.

Вот это и есть разница между проквашенным и непроквашенным тестом.

Нежный крин христианского гуманизма, спешно сорванный на западной грядке и воткнутый в русские сугробы, чах, сох и не радовал плодами. Да, в России на протяжении всего 19-го в. литераторы окучивали это нежное растение, а иногда и тянули его вверх за хрупкий стебелек – но белые нитки торчали отовсюду. Непреодолимая пропасть зияла между теми, кто писал о страданиях «народа», т.е. низших социальных слоев, и вот этими самыми страдальцами. Сами пишушие сострадатели жалели их, как жалеют хромую собаку или раздавленную гусеницу, - но не как равных себе людей, и эта особенность национального сознания режет слух не только у Радищева, но даже и – эпоху спустя! –  у разбудившего декабристов Герцена. Немного полегчало только у «шестидесятников», да и то не без проколов, сразу обнажающих младой и зеленый возраст их гуманизма. Иногда я делюсь в ЖЖ такими поразившими меня проколами -
Лесков , Герцен , Достоевский , Ещё Достоевский – а могу ещё, ещё кучу.

(апдейт - Лесков почему-то не работает, вот он отдельно http://mmekourdukova.livejournal.com/286985.html )

Гуманизм, он ведь катится вперед (если вообще катится) по параллельным таким рельсам – один рельс называется «возлюби ближнего своего как самого себя», а другой – «кто мой ближний?». И первое без второго не работает. Феодальное отставание второго почти свело на нет проповедь Радищева. Да, на первый взгляд у него такое мощное «возлюби!», что горы должно своротить. Ан нет.

Ониженеближние.

И останутся неближними до 1917 года.

Может показаться - это как во Франции тогда, с разбудившими Радищева энциклопедистами вышло, когда неближние взорвались? Да нет, не совсем. Во Франции-то бунт был буржуазным, т.е прослойка ближних была гораздо толще, и там, после всех безобразий, все же проще оказалось постепенно включить неближних в разряд ближних, т.е. феодализм наконец издох. А в России – умирающий феодализм перешел на государственный уровень, только и всего.

Он и сейчас там – во всяком случае, на уровне, кгм, церковной проповеди.

Tags: l'éducation sentimentale, русские классики
Subscribe

  • ну совсем как наука

    Паки и паки ещё раз скажу – не печально и не смешно ли? большая со всем научнявым аппаратом разносная рецензия на толстую бумажную книгу…

  • не про котов

    Маруся и Распутин (найди кота) и белый случайный анемон. И ещё раз ФМД, из письма к Х. Д. Алчевской. Курсивы автора. "Вчера вдруг узнаю,…

  • О способности нести свет веры. Ужэ.

    Своих собственных постов десяти- и более -летней давности, предлагаемых услужливым рогатым скотом, я не перепащиваю, отключила у себя эту игрушку…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 70 comments

  • ну совсем как наука

    Паки и паки ещё раз скажу – не печально и не смешно ли? большая со всем научнявым аппаратом разносная рецензия на толстую бумажную книгу…

  • не про котов

    Маруся и Распутин (найди кота) и белый случайный анемон. И ещё раз ФМД, из письма к Х. Д. Алчевской. Курсивы автора. "Вчера вдруг узнаю,…

  • О способности нести свет веры. Ужэ.

    Своих собственных постов десяти- и более -летней давности, предлагаемых услужливым рогатым скотом, я не перепащиваю, отключила у себя эту игрушку…