mmekourdukova (mmekourdukova) wrote,
mmekourdukova
mmekourdukova

Categories:
  • Mood:
  • Music:

об уникальном скачке на рекордную дистанцию

Попалась в ленте, спасибо трудившемуся, большая пачка картинок про очевидное. Сюда заберу только несколько прямых иллюстраций уникального явления.



На примере этих русских крестьянских вышивок всего лишь столетней-полуторастолетней давности мы можем наблюдать скачок от средневекового подхода к изобразительности - к академическому, причем скачок максимальной длины.

Не плавный и благополучный переход, как оно было в европейской профессиональной живописи начиная уже с 13 в.,
и не натужный стимулированный перескок, как оно было в профессиональной живописи России начиная с 17 в.,
и не натужный недоскок с разрывом связок связи, как  можно наблюдать в так наз. наивном искусстве (везде и всегда),
и не плавный естественный недоскок (собственно, нормальный ренессансный процесс, но ооооочень медленный), который имел место в в других сферах русского и нерусского народного искусства, вроде резьбы по дереву или там росписи на чем угодно.

Не то, не то и не то.
А что? А скачок к академизму из такого страшного средневековья, которое и до изобразительности-то как следует не доразвилось. Чуть ли не из неолита, ну ладно, из раннего железного века (вышивальщицы-то фактически там и жили) – к академизму. С разрывом всего, всего, всего.

Вышивки из льняного музея, даром что развешаны они вперемежку, легко распознаются как

1) собственно традиционные кондовые паттерны (т.е. неолит этот самый, незамутненный, непуганный),
2) паттерны «спущенные сверху», т.е. нарисованные профессионалами для крестьянок, и
3)  авторские – «улучшающие» готовый образец, или даже вовсе из головы.



Между первой и второй группами – зияющая пропасть, не заполненная ни-чем. Ни романикой, ни готикой, ни ренессансом, ни бароченькой. Потому что до всех этих христианских стилей надо последовательно дорасти. Прорвать свивальники архаической неизобразительности, недоизобразительности, символизма этого пещерного, согласно которому Цветок – или там Олень – или там Древо Жизни – составляется из стольких-то крестиков в таком-то порядке, и это всё, тебе остается тыкать иголкой через каждые три нитки и медитировать.

Так русские крестьянки и поступали.

До тех самых пор, пока предприимчивые друкари и неутомимые офени не вбросили на рынок паттерны ослепительной красы – Розаны и Лилии, и Пукеты в вазонах, и Петуха, и Павлина, и Ивана с Марьей, и ещё я прямо не знаю что! – вестников из иного мира, который реально своими ногами прошел от романики до барокко и далее, и вот теперь с высот академизма делился с крестьянками благодатью, так легко воспроизводимой путем счета крестиков, чудо, чудо, чудо!

Это красиво, да. Правда, не той завораживающей (скорее остолбеняющей) красой древлесамобытных паттернов, но тоже красиво: умно, ритмически безупречно, приятно-сложно, изящно-выдержанно. Ничего, что выдумал это предприимчивый немецкий дядя, а русская пейзанка только вышила – главное, красиво.



Но ах! Не до всякой деревни, не до всякой избы модная волна псевдобарочных розанов докатывалась во всей чистоте, т.е. в виде печатных схем. Мастерицы, которым прорисей схем раздобыть не удалось, копировали узорчики «на глаз», по памяти, через третьи руки. Добавляли и обрезали, подпускали разноцветных ниточек, соединяли на одном рушнике разные исходники.

Отличить такие вышивки от вышивок первой и второй групп очень легко: они беспросветно, крышесносно, дремуче безвкусны.




Пацачки, которые их выполнили, не знают толком языка, на котором говорят – да они и не говорят, они скорее мычат, блеют, кудахчут, душераздирающе мяукают и воют. Но! Тот сердца в груди не носил, кто будет их за это презирать. За что презирать-то? Женщины эти выломились из своего дремучего неолита и на четвереньках через пень-колоду понеслись туда же, куда – с разной скоростью, но неуклонно – двигался и весь прочий христианский мир: к развитой, точной, «схожей» изобразительности.

Не то чтобы они ее вообще не знали – знали, конечно. У них у всех иконки олеографические в киоте стояли же! Но – то иконки, а то своими, своими руками, ооо, хочу-хочу! И надписи, надписи же– всё как у больших – КРЕСТУТВОЕМУПОКЛ, ДВАСЕРЦА.ОДИНДУХ, НИХИТРАМАЯРАБОТА УГАДИТБЫЛААХОТА! Самыми красивыми буквами, чтобы лозунги любви и веры вечно звучали из красного угла.

Эту жажду точности и сложности, это дерзание в образном познании мира, эту любовь к новому и поиск совершеннейшего – можно только уважать. Несмотря ни на какую дикую кривую пошлость исполнения.

И как страшно думать, что в эти самые годы, когда темные крестьянки наперегонки и сломя голову осваивали открывшуюся им необозримую область развитой изобразительности, - в столичных салонах той же страны некоторых профессиональных мыслителей, обожравшихся непереваренной культурой, тянуло на капустку. Туда тянуло, в средневековье и глыбже, ажно на дно, в первозданный хавос, где тихо плавают в тумане симболоны.
Здравствуй, «богословие иконы»! Флоренский перехватил иголку у крестьянки, послюнил ниточку и завышивал, завышивал, завышивал...

(картинки были отсюда ).
Tags: l'éducation mystique, скрипка и фортопьян, тнеманро ерномант, тряпочки
Subscribe

  • проматильду

    Всё крепчает моё подозрение, что Матильда у нас котик, а не кошичка. Кроме узких бедер и широких плеч, кроме мощных лап и типично мужской…

  • Кошкина Библиотека

    По древней традиции, 1 марта Кошкина Библиотека представляет новую коллекцию книжных обложек. Первые двенадцать в постинге, остальные зависят от вас.…

  • Кошинька Матильда у нас вот уже месяц с хвостиком

    Она почти нас приручила. Бешеный нрав и африканские страсти, о которых нас предупреждали в приюте, оказались хотя и бешеными, но не такими уж…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 47 comments

  • проматильду

    Всё крепчает моё подозрение, что Матильда у нас котик, а не кошичка. Кроме узких бедер и широких плеч, кроме мощных лап и типично мужской…

  • Кошкина Библиотека

    По древней традиции, 1 марта Кошкина Библиотека представляет новую коллекцию книжных обложек. Первые двенадцать в постинге, остальные зависят от вас.…

  • Кошинька Матильда у нас вот уже месяц с хвостиком

    Она почти нас приручила. Бешеный нрав и африканские страсти, о которых нас предупреждали в приюте, оказались хотя и бешеными, но не такими уж…