mmekourdukova (mmekourdukova) wrote,
mmekourdukova
mmekourdukova

Category:
  • Location:
  • Mood:
  • Music:

почему? не показывать? неофиту?

Вот тут довольно свежая статья, вернее, как бы изложение чужого доклада (ну, это на совести А.М. Копировского – виртуально подписываться под текстом, кем-то напетым с его слов, я бы такого делать не стала ни за что) – по наводке френдессы в каментах к посту о Вседержителе из Петровского парка .



Текст, с одной стороны, понравился очень, с другой – не понравился совсем.

(я сейчас не буду придираться к, хм, «мелочам», вроде идиотского противопоставления понятий «иконописный» / «живописный», или еретического пассажа про «выражение баланса между двумя натурами Христа», я знаю, что там у вас все говорят на этом птичьем языке и делают вид, что понимают, что говорят – так вот, я не буду придираться к этой всеобщей и фоновой шизофрении, а как бы на этот раз вынесу ее за скобки и перейду прямо к делу.)

Понравилась исходная идея (для меня, впрочем, не новая) – что не все изображения Спасителя, даже безупречно православного восточного, второ- и третьеримского происхождения, даже безупречно восточной средневековой (в реферате называемой «иконописною») стилистики – полезны для созерцания, потому что не на всех на них Спаситель наш представлен красивым, добрым, благородным, мужественным, величественным, мудрым.  Это идея очень мне близкая, и учению Леонида Успенского полностью оппозиционная, какое счастье.

Ну и всё на этом. Более в этом тексте мне не нравится ничего, вернее, остальное мне не нравится, и тому следуют пункты.

1.Что означает – «НЕ ПОКАЗЫВАТЬ оглашаемому (неофиту)»?  Сегодняшние оглашаемые ведь не с дерева слезли в виде этакого чистого листа, и не заперты у катехизаторов в неком детском манежике, куда ему приносят отборную питательную кашку и откуда не дают вступить ни в какую случайную какашку. Неофиты нынешние уже видели всё, иной раз побольше, чем видал катехизатор, и «не показывать» им не получится, можно только не рекомендовать к созерцанию.

2.Почему не показывать – только ОГЛАШАЕМОМУ (неофиту)? А что, старослужащим оно ничего? Скользнет по бегемотовой коже и даже не поцарапает? Да помилуйте, в норме-то в Церкви человек только чувствительнее становится, все дальше уходя от дикарской всеядности, все меньше радуясь неправде и все более дорожа каждой секундой сорадования Истине. Вот именно что христианина со стажем следовало бы оберегать «непоказыванием», вернее, суждением и рекомендациями, потому что он уже наверняка много чего видел, и многое из увиденного давно сидит в нем занозой – неужели это Истина? – тут-то и важно занозу вынуть, не ждать, пока сама выйдет с гноем или вовсе через гангрену.

3.Самое любопытное. ПОЧЕМУ не показывать оглашаемому (неофиту)? То есть от чего именно А.М. Копировский хочет уберечь того, от кого предлагает скрывать неудачные иконы? От разрушения в его сознании представлений о человеческой красоте и человеческих добродетелях? Или от формирования в его сознании ложного образа Богочеловека? Или от так наз. «выгорания»? Или от утечки в другую христианскую конфессию?
Загадка.
Вот ей-ей, я не поняла, почему? Какова конкретная цель этих огласительных ограничений по Копировскому? Цель этого «не пей, братец, козленочком станешь»?

По мне, так всё наоборот: катехизация должна как можно больше показывать. И ещё одно наоборот: побольше показывать нужно именно неофиту. Который уже узнал и поверил, что Господь наш действительно Богочеловек и познаваем через Свои человеческие черты – и который (неофит) ещё не успел растерять врожденных представлений о добре нравственном и эстетическом.

Не успел променять их на изжеванную Успенским и Флоренским дешевую кислую соску византинолатрии.
Tags: beauté humaine, l'éducation mystique, l'éducation sentimentale, Сын Человеческий, ликбез
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 41 comments