mmekourdukova (mmekourdukova) wrote,
mmekourdukova
mmekourdukova

Category:
  • Mood:
  • Music:

секреты мастерства от Артемия Брагина

Как педагог в подполье на каникулах, не смогла пройти мимо этой рассылки "Коломенской версты", очень уж наглядное "как не надо".
Забираю себе картинки все подряд, добавив немного букв.


Во-первых, выбор мотива для копирования уже оставляет желать. Что такого особо прекрасного и/или дидактического нашлось в этой горке критских писем, жестких, сухих, заметно уже впадающих в маньеризм? загадка.
И зачем ее нужно было копировать буквально, вырезав при этом из контекста, и зачем было делать с нее полноцветную длительную штудию, а не быстрый этюд?

Ну ладно, допустим. Раз уж выбор сделан, именно такой - поехали.

Как копиист начинает работу? Само собой, с прориси, акакже. Т.е. оригинал обводится кисточкою. Довольно тупой инертной проволочной линией, более напоминающей след фломастера. Одинаковой толщины и по наружному контуру большой формы, и по внутренним ее членениям, и по границам света и тени (где в оригинале линий нет никаких), и там, где в оригинале автор щеголяет вкусной каллиграфией - везде. Рисуночек в результате получился, с одной стороны, грубый - а с другой стороны, совершенно излишне подробный. У автора оригинала понятно, что некоторые вещи получились именно такими - случайно, так уж карта легла, могло быть и иначе, но и так тоже вполне допустимо. Непринужденность, летучесть распределения светов и теней мирит зрителя с мелкими неточностями и не-до-конца-понятностями формы. На "прориси" же это всё окостеневает, становится тупо-претенциозным и начинает раздражать.




Следующий этап.


Вернее, сразу два этапа (цифры принадлежат А. Брагину).



Контур ровненько заполнен сперва сереньким, а затем (не пондравилось, чтоле?) перезакрашен мутно-охристым.
Для меня тут непонятны целых три вещи: зачем нужен был такой тщательный контурный рисунок внутренних членений горы, если его все равно закрасили наглухо? Зачем было доводить до полной ровности вот эту серенькую роскрышь, если ее потом всю равномерно замазывать охрой? И, наконец, почему такая невыразительная, мертвая текстура? Да, следов кисти почти не видно - но впечатления нерукотворности нет, цветовое пятно выглядит скорее скучно и грязновато.

3. Едем дальше. Тени (ага, те самые, которых, согласно Флоренскому, в иконе нет).
Наведены робко, неуверенно, и - главное - уже неправильно по отношению к модели: там весь правый бок в широкой легкой тени, а здесь он остался того же тона, что и "грудь" скалы.



4. Нанесены света. Косяки крепчают. Из-за того, что тени распределялись тупо и бездумно, копиисту пришлось теперь высветлить сплошняком весь передний фасад горы. Основной охряной тон, с вылизыванием-выглаживанием которого столько было мороки, теперь просто пропал нафиг, съеденный тенями и светами (а в оригинале он вполне себе прочитывается, свежий-незамазанный). Мало того, высветлять пришлось и некоторые прежде затененные участки! отчего они стали неприятно-грязными, с грязной же окантовкой (т.е. не вписались в основной тон, а висят заплатками).


5. Дальше. Высветление продолжается, и гора окончательно потеряла и цветность, и свежесть. В оригинале все-таки звонкий камень, здесь - замученная невыразительная вата.



6.Ага, пришлось теперича всё лессировать, ещё бы.

(Если что - я не против лессировок как таковых, сама пользуюсь ими постоянно, предусматривая их с самого начала. Т.е. не довожу предшествующие этапы - вместе с их косяками! - до степени блескучей готовности, медленно и печально, а  рисую быстро и широко, оставляя за собой право на ошибку и последующую правку-уточнение моего собственного рисунка. Которые правки как раз и замаскируются лессировкой.)
Здесь же и калька была снята, и оригинал перед глазами торчал, и все равно копиист ухитрился накосячить и быть вынужденным перекрывать всё маскировочным дымом.

Это особенно неприятно ещё и потому, что в оригинале-то никакой лессировки нет! Критянин уверенно махал кисточкой, лаконично и точно заливал тени, густо крыл и тонко штриховал света, и ровно ничего нигде не зализывал и не подмазывал.







7.Горка после лессировки сделалась ещё более ватной. Усиление теней и светов ее не спасают. Повторить острую летучую каллиграфию оригинала копиист явно не способен, вместо того - зализывает и растирает. Лещадки получились пухлявые и разлапистые, средняя площадка (где стоит нога Христа) побита широкими щелями. Теневые контуры обведены, вместо динамичных нервных акцентов оригинала, - неприятными кругленькими фестончиками.




Вместо звонкого утесистого камня получился жидкий вислозадый студень.

Про цвет уж молчу. Насыщенность и прозрачность оригинала пропали.

И это, дорогие мои, - типа копия. Своей головой работать тут не пришлось. Чел чужую горочку благополучно скалькировал и на нее с начала до конца работы смотрел.

О том, что будет выходить из-под этой кисти, когда автору придется соображать своей собственной головой, мне даже думать не хочется.
Tags: paysage, школа
Subscribe

  • погода скачет как штандарт

    У нас ничего себе апрель в этом году, старожилы не припомнят. То вот так - То вот так - - во всю зиму такого не было! у меня герани…

  • что такое, по-вашему, теолог или же богослов?

    Дорогая френдесса задала этот ребром-вопрос в каментах к ценному постингу о. Медведя. А у меня появился повод поделиться недавним впечатлением.…

  • (no subject)

    Вчера и сегодня, гуляя по пасхальной столице и заходя в церквы, чувствуешь себя так, как будто везде суббота! но при этом где-то, непонятно где,…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 29 comments

  • погода скачет как штандарт

    У нас ничего себе апрель в этом году, старожилы не припомнят. То вот так - То вот так - - во всю зиму такого не было! у меня герани…

  • что такое, по-вашему, теолог или же богослов?

    Дорогая френдесса задала этот ребром-вопрос в каментах к ценному постингу о. Медведя. А у меня появился повод поделиться недавним впечатлением.…

  • (no subject)

    Вчера и сегодня, гуляя по пасхальной столице и заходя в церквы, чувствуешь себя так, как будто везде суббота! но при этом где-то, непонятно где,…