mmekourdukova (mmekourdukova) wrote,
mmekourdukova
mmekourdukova

Categories:
  • Mood:
  • Music:

тотемской бароченьки пост

Вот какая прелесть  попалась в ленте!



Тотьма, вторая пол. XVIII в.

Нет, ну понятно, что перед нами попытка создать вполне западную-падшую-картину вполне негодными русскими правосл.. провинциальными средствами. Стилистически эти, хм, иконы картины иконы в клеймах – ад аццкий, в композиционном отношении это грязный дешевый винегрет, и что касается антропологии (пропорций, движений, типажа, выражения личиков и глазок) – это напоминает гнездо джунгарских хомячков. Свежевыбритых.

Вобщем, совершенно прав был протопоп Аввакум, когда плевался и топал ногами на такое «живоподобие».

Но погодим убегать, отплевываясь!
Посмотрите на это барочный картуш. Он ведь, кроме шуток, совершенство в своем роде. Посмотрите, как дремучий халтурщик в своем медвежьем углу осмысливает и воспроизводит ту нежную, ту предельно сложную и прихотливую жизнь формы, которую Европа вынашивала и рожала веками!

Посмотрите, как он малюет широченной кистью и грязной самодельной вохрой – упругое золотое тело орнамента, и потом острыми черными линиями – безошибочно! Ритмически безупречно! – тянет его, и завивает, и рюшем складывает, и искусно протыкает насквозь, и как это всё вкусно и убедительно, и как волшебно-ловко – одной левой с закрытыми глазами, сколько же километров бароченьки ему уже пришлось намалевать на сундуках и каретах, поставцах и иконостасах, чтобы дойти до жизни такой? Как будто он родился с тем барокко и пил его кривой жемчуг с молоком матери.

Откуда, каким ветром – на расстоянии в четыре тысячи километров, но почти одновременно – тотемскому маляру хотелось делать то же самое, что и вот этому богомазу с Авиньонщины, у кого была в крови и в шаговой доступности не только вся лествица от романики до Ренессанса, но даже и самый римский эллинизм собственной персоной?




(картинка из Венаска, красивого каменного села на высокой горке)

Но вот хотелось же.
И картуш ему удался.
А остальное – сами видите.

Недаром же мы, искусствоведы, прямо-таки передрались все по вопросу о том, можно ли применять термин «барокко» не только к архитектуре и прикладному искусству, но и по отношению к живописи (иконэм и картинэм).
Tags: азиаты мы, загадочный стиль бароченька, ремесло, скрипка и фортопьян, сложжное о ремесле
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 11 comments