mmekourdukova (mmekourdukova) wrote,
mmekourdukova
mmekourdukova

  • Mood:
  • Music:

что такое икона: новые концепции

(извините, я сперва про своё, про профозабоченное, а про настоящие иконы с территории Франции будет потом)

На пороге Исторического Музея города Нанта наткнулась на баннер выставки «Икона – сокровище беженцев».
Фоном – старинное фото, заморенная измятая толпа, навьюченная нищенскими бебехами, и кто-то впереди иконку держит.
Иконку дезигнер раскрасил.


- Что это ещё за чудеса в решете культуры, - подумала я обезвалдело, - как могли попасть в музэй сокровища тех древнебеженцев? И что там у них были за жалисные сокровища, можно себе представить. Чего там выставлять? Даже принимая во внимание нынешние музэйные нравы – была бы концепция, а самогон можно гнать даже из табуретки а выставлять можно что попало – что, что удалось из тех беженцев наскрести для заполнения скольких-то витрин и стендов в таком престижном и навороченном музее?




Решила было из принципа не ходить, заранее сочтя лохотроном, но – любопытство кошку губит! - таки добежала до той выставки в последние полчаса до закрытия. И обезвалдела вторично.

Там висело угадайте что.

А там висело десятка три вполне приличных досочек из Афинского музэя.

То есть как приличных – они-то, конечно, все как на подбор страшные, дикого рисунка, черно-кислотных цветов, турецкой экспрессии, жырно-масляные и жырно-золотые, почти все – 18 и 19 вв. Но – большие, тяжеленные! тщательно почищенные, вполне товарно-музейного вида. А не штампованные подокладницы или вообще олеографии на проржавелой жести, которые я предполагала в беженских котомках.
















Так при чем же здесь хмурые небритые лохмотники с баннера?

Случайно подслушанный разговор между двумя музэйными дамами, в конце рабочего дня нисколько не стеснявшихся в выражениях перед одинокой (совсем одинокой, залы были девственно пустыми) туристкой, избавил меня от необходимости самостоятельно выстраивать дедукции. Оказывается, афинским кураторам очень хотелось во Францию съездить. Во что бы то ни стало. На шею вешались. Но ОПЯТЬ показывать французам эти жуткие позднегрецкие картинки под затасканными соусами «свет с Востока», «святой стиль», «обратная перспектива» и прочее богословие-в-красках? Да кто пойдет на этот траченый молью линялый балаган? Приличному музэю стыдно в план включать. Пришлось пришить это дело белыми нитками к жареной теме беженцев. Добавили к экспозиции карту Балканского полуострова столетней давности, несколько рыжих фотографий нацтипажей, и готово. Текст ещё напели, нон-стоп-объяснялово, минуты на три (я его раз десять успела прослушать) – кто такие греки, кто такие турки, почему греки от них бегали, и почему икона для тех греческих беженцев являлась важнейшим пунктиком нац. самоидентификации. Всё, вот нам и ахинея модный концепт, под который можно везти из Афин сокровища.

Это ничего, что сокровища из фондов афинского музэя не имеют ни малейшего отношения к реальным иконкам в беженских узелках. Ведь у них в узелках были какие-то иконки? были! И, сталбыть, этот престижный, актуальный и социально-значимый статус беженского сокровища можно, понатужась, распространить и на любые афинейские плетения иконы вообще.


Все довольны.

Нант – тем, что зафиндилил актуальное (про беженцев же!) культурное мероприятие. Афины – тем, что прогулялись в Бретань. А я – тем, что раз в жизни спокойно не из-под полы нафотографировала полные торока всего того, к чему в Греции или в России с фотоаппаратом даже близко не подсунешься. Сторожат как Мавзолей.

Сокровища ведь.
Tags: в греции всё есть, иль сон фу сэ ромэн, культур-мультур, фканоне
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 41 comments