mmekourdukova (mmekourdukova) wrote,
mmekourdukova
mmekourdukova

Categories:

Базилика св. Терезы в Лизьё

Захолустный и сам по себе довольно скучный Лизьё известен всему культурному человечеству как город св. Терезы Маленькой , культ которой вот уже более ста лет как не только не теряет популярности, но даже утверждается. Т.е. могучий загородный комплекс Святилища, или Базилики, по масштабам своим соответствует спросу населения – и необъятный верхний храм, и более ранней постройки крипта, и многофункциональные пространства для паломников – все это не простаивает и не пустует.
(первой картинкой для отвлечения внимания я повесила, из тамошнего музея, икону родителей Терезы, канонизированных о прошлом годе Луи и Мари-Зели Мартен. На первый взгляд оно смешно, но тут же понимаешь, что они и очень-похожи-узнаваемы, и дышат в точности той самой, буржуазно-кроткой накрахмаленно-добропорядочной святостью, которая вычитывается из документов). 




...по масштабам своим, говорю. Иное дело архитектурно-художественно решение того комплекса.

Снаружи Базилика являет собою самый чистый и нажористый образец, как здесь говорят, «стиля меж двух войн», того третьерейхианского ар-деко, которое сразу погружает меня в сакральную атмосферу стадиона, и счас из-за угла вышагает факельцуг, а из-за колонны высунется Лени Рифеншталь с камерою.
Феерически противная и страшная архитектура, тупик ар-нуво, который, вместо отрезвления от своей манерно-томной сладости, уперся в ней, закис и одеревенел. Мыльная облизанность, нарочитая пошлость стилизации, закос под святую простоту (они это называют романо-византийским!), тухлый пластиковый суррогат совершенства.

















Но то, что внутри (а отделывали Базилику, начатую в 1929-м, уже после войны, в начале 50-х) – то, что внутри, заставляет паломника зажмуриться и помянуть наружный декор добрым словом типа «о-о-о, да то ещё было повидло...»




















Мне, родившейся в СССР, эти мозаики, конечно же, сразу напомнили гнусную наглядную агитацию наших 60-х. С той разницей, что в СССР этот феномен был вторичным и лишь слегка затуманившим исконный «метод соцреализма», а тут мы попадаем в самый что ни на есть стилистический эпицентр. Форма и пространство здесь разрушены и опошлены программно и целенаправленно, задействованы все мерзкие секреты и инструменты такого разрушения. Резкие тональные контрасты внутри объёмов и по фону; нарочитое дробление формы на «декоративные» плоскости; повторяющиеся клишированные элементы, агрессивность арматуры, тяжесть и грубость бетона. И всё – чуть-чуть невпопад, везде механический, выделанный перекос вместо тех живых неправильностей, которые в христианском искусстве как раз и происходят от постоянного стремления ко все большей точности. Даже геометрические орнаменты изуродованы этим приемчиком, похожим на «оживление» мертвеца электрошоком.
Личики – хитрые, самодовольные, грубые. Жесты выделанные, выломанные в суставах. Одежды напоминают упаковочный картон, наскоро обмотанный скотчем.
Жесткая, противоестественная, удушливая цветовая гамма, где доминируют глухой говножелный, жилковато-черноплесенный, свинорозоватый и червиво-белый. Текстура – мелко и бестолково изрезанная, толчея цветных кусочков чего-то, напоминающая даже не оливье с маянезиком, но просто рвотные массы.






Поразительно, сколь мощный и хорошо продуманный дегуманизирующий эффект достигнут в любом углу этого интерьера, будь то фигуративное искусство или архитектурный дизайн.
Вот нейтральные мелочи, казалось бы – столбики и архивольты порталов, орнаментальная облицовка стен, балюстрадка,  мозаика полов, профили подоконников - ан нет, не нейтральные! атмосфера из них так и прёт.













Ещё раз, сквозной линией - глухой говножелный, жилковато-черноплесенный, свинорозоватый и червиво-белый.

А это – рефрижираторы в морге алтари в боковых капеллах, их 18, за каждый заставили уплатить одну из стран Римо-католического мира, или если кто бедный, то по двое на паях за один рефрижиратор, с правом украсить стеночку в капелле на свой вкус.








Украина тоже отметилась – вот такими иконами. Впрочем, писаными почему-то московским аффтаром.






Скорей наружу. Там, правда, торчит на манер трубы крематория вот такая колокольня, но от нее можно отвернуться.



Я понимаю, конечно, что Маленькая Тереза, святое дитя Младенца Иисуса, была бы способна забросать розами даже и эту сделанную былью кафку, но увы! Связь ея духовности с духовностями архитекторов Кордонье (Луи-Мари и Луи-Станисласа), скульптора Роберта Коэна и мозаичиста Пьера Годена этим и исчерпывается.

А крипту покажу отдельно. Она совсем другая.
Tags: иль сон фу сэ ромэн, махровое, чудище обло
Subscribe

  • наскоро из-за Ла-Манша

    Я так быстро уехала, что не успела отписаться заранее - короче, я тут в Кентербери на три дня, в Соборе празднуется как отдельное мероприятие…

  • Преображение

    Икона празднику нынче будет неоготическая, из собора г. Херефорда. Спаситель здесь как-то на мой глаз не очень получился.…

  • образы доброчадия к празднику

    Ничего, что я к такому некошерному празднику запощу такие красивые картинки? Из собора г. Херефорда. Там есть одно витражное окошко, целиком…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 66 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

  • наскоро из-за Ла-Манша

    Я так быстро уехала, что не успела отписаться заранее - короче, я тут в Кентербери на три дня, в Соборе празднуется как отдельное мероприятие…

  • Преображение

    Икона празднику нынче будет неоготическая, из собора г. Херефорда. Спаситель здесь как-то на мой глаз не очень получился.…

  • образы доброчадия к празднику

    Ничего, что я к такому некошерному празднику запощу такие красивые картинки? Из собора г. Херефорда. Там есть одно витражное окошко, целиком…