mmekourdukova (mmekourdukova) wrote,
mmekourdukova
mmekourdukova

Category:
  • Mood:
  • Music:

крипта Базилики в Лизьё

А теперь после плохих новостей хорошие.
Т.е. это я тут показываю после плохих хорошие, а на самом деле было наоборот - крипту закончили в 1934, а базилику - в середине 50-х.



На месте я не управилась добиться, кто ее делал, в Вики же ничего не нашлось (про Базилику всё, ага, а про крипту ничего), но ясно как день, что это тот же иконописец и/или та же команда, что и наша Капелла Святой Крови в Брюгге (про них тоже не удалось ничего добиться), и ещё я видела явно тех же кистей одну капеллу в Глостерском соборе, и опять неизвестно кто.

Между тем мне очень нравится этот легендарный международный Андрейрублев.



Все достоинства хорошей академической школы, в меру украшенной неоготическими, ар-нувошными и ар-декошными примочками.



И самая живопись крепкая такая и понятная, и проект в целом очень грамотный и с любовью.



(в глубину просьба не смотреть, там в 50-е годы таки подсуетились нагадить, пустили мозаики того же негод Годэна, что был в Базилике).

На сводах, среди умело подпущенных древних орнаментов, поместили аллегории Блаженств.





Внизу надпись - кто блажен, а по бокам аллегорической фигуры - почему именно.




А это главный алтарь. Мозаика восточной стены - апофеоз св. Терезы.











Очень смело и грамотно, и прекрасно смотрится что вблизи, что вдали.
Сложная задача взаимодействия скульптуры и плоского задника, ахроматического и хроматического, иконы и орнамента решена на пять с плюсом. Про художественный образ и говорить нечего - это действительно апофеоз, а в наше время самое это слово уже как бы табу, уже как бы на 99% заранее подозревается в пошлости, и всякий дерзающий браться за эту тему стоит перед выбором - либо не брать на себя никакого риска впасть в махровое (но тогда и апофеоза никакого не будет), либо - ага, взять на себя такой риск.

Автор этой мозаики риск на себя принял - и с честью вышел из испытания. Подойдя к самой грани махрового, но не оступившись за нея. И апофеоз - получился. Получилось, получилось это нежное сияние, лучи и гирлянды, шелест крыл и жемчужные переливы облаков, лилии и розы, шелк и парча, вечная райская весна раскаявшегося импрессиониста и последнего великого французского иконописца Мориса Дени.

Признаюсь, что только здесь я поняла, чем является св. Тереза Маленькая для христианского Запада. Теперь всем-всем желаю тоже понять!



Покажу ещё боковые капеллы, они же одновременно и "станции" Крестного пути.

Очень изящные и остроумные по общему замыслу - на своде большой мраморный рельеф-"станция" в распространяющейся мозаичной раме, а под ним мраморный же алтарь с низким бронзовым ретабло.



К сожалению, там темно, рельефы очень низкие и белые-белые, так что вам придется поверить мне на слово, что они прекрасного академического качества.







И теперь алтари - это св. Павла,



Это св. Августина - как видим, для них иногда брали за основу уже наличные живописные картины академического направления, как бы канонизируя их таким манером.



Свято-Иоанновский.




А сами алтари - ар-декошные, но ещё вполне гуманные по пропорциям и декору.

Осталось показать, скажем так, вторую главную святыню крипты - установленную там совсем недавно раку с мощами только что канонизированных родителей св. Терезы, Луи и Мари-Зели Мартен. Она стоит у западной стены, как раз под мозаикой Троицы, что в начале постинга.

Получилось немного наивно, такой тщательный пэтчворк на основе документальных фотографий, но все же очень мило и серьезно.



Тут мама с дочкой и самодельным стишком,



Тут папа с дочкой и тоже со стишком.




И на другой стороне - все дети, четверо умерших в детстве и пятеро инокинь. Из которых все, кроме св. Терезы, дожили до самого преклонного возраста.



Во время войны в этой крипте спасалось (в обоих смыслах) население Лизьё. В том числе и две сестры св. Терезы, вот как бывает!

Что ещё сказать? Атмосферный дух здесь совсем, совсем иной, чем в Базилике.
Там даже паломники похожи на туристов, здесь даже туристы уже с порога превращаются в паломников.
Tags: l'éducation mystique, иль сон фу сэ ромэн
Subscribe

  • о социальном попечении

    Сегодня звонили из приюта, откуда взята Матильда. Узнать, как поживает наша девочка, укотовлённая месяц назад. Не бьём ли мы ее палкой, не…

  • 1870-е: их просили не беспокоиться

    Встретилось у Константина Леонтьева прелестное о современных ему земских школах – и этому вполне можно верить, Леонтьев же не Кураев, а…

  • почему вымерли

    Как обещала, в продолжение последнего прошлогоднего постинга об энциклопедическом издании «Великие старцы двадцатого столетия, 115…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 28 comments

  • о социальном попечении

    Сегодня звонили из приюта, откуда взята Матильда. Узнать, как поживает наша девочка, укотовлённая месяц назад. Не бьём ли мы ее палкой, не…

  • 1870-е: их просили не беспокоиться

    Встретилось у Константина Леонтьева прелестное о современных ему земских школах – и этому вполне можно верить, Леонтьев же не Кураев, а…

  • почему вымерли

    Как обещала, в продолжение последнего прошлогоднего постинга об энциклопедическом издании «Великие старцы двадцатого столетия, 115…