mmekourdukova (mmekourdukova) wrote,
mmekourdukova
mmekourdukova

Category:

из черно-огненна виссона подобный радуге наряд

Из новосочиняемого учебника маленький кусочек, для проверить на кошках чайниках, понятно ли я выражаюсь.

Здесь мы дадим несколько примеров анализа и критики фрагментов средневековых икон. Это лишь ряд отдельных примеров, но вовсе не «энциклопедия ошибок». Цель включения их в учебник вовсе не состоит в показе всех существующих в природе промахов  (это и невозможно). Примеры имеют целью снять тот ступор, который испытывают студенты перед любым древним образцом, принимая его за чистой воды Откровение, и помочь им решиться на труд по различению эстетического добра и зла в изображениях, которые, будучи священными объектами, остаются тем не менее творением рук человеческих и вполне могут быть несовершенными. Мы сознательно представляем здесь образцы разного качества, от очень высокого, с самыми незначительными промахами – до очень низкого, с целой серией грубых ошибок. Мы также сознательно не приводим данных о происхождении фрагментов, имея в данном случае целью рассмотрение того или иного мотива складок только с точки зрения его красоты и точности.

1



Основной (коричневатый) тон мафория настолько перекрыт светло-красным, что практически утратил право считаться основным. Контурные линии неприятно-черные, не вписанные в форму, излишне угловатые, далеко и зачастую бессмысленно заезжающие в освещенные зоны. Три спадающие с плеча складки заужены, затиснуты широчайшими провалами теней, а две покрывающие грудь, напротив, слиплись без промежутка, разделенные только грубой линией контура. Плечо вздулось жестко обрезанным по контуру пятном, не обнаруживающим никакой связи с остальным корпусом ни в направлении к локтю, ни в направлении к шее. Тускло-желтые финальные высветления неприятны по цвету и беспомощно-уродливы по каллиграфии.

2


Алый хитон написан значительно удачнее синей мантии, которая кажется выполненной рукою другого мастера, настольно резок, контрастен и угловат до агрессивности ее рисунок. Контурные линии выглядят рублеными и жесткими, особенно там, где они прорезают ярко освещенные участки формы. Контраст между основным тоном и светами слишком силен, каллиграфические фигуры высветлений выглядят нарочитыми, особенно слева, на корпусе Спасителя.



3


При сравнении с предыдущим мотивом достоинства этого фрагмента особенно заметны. Синяя туника нарисована и решена в тоне и цвете убедительно, мягко и цельно, контурные линии прекрасно вписаны в основной тон, выразительные возможности игры толщиною линий используются виртуозно. Бедра и голени, легко угадывающиеся под синей драпировкой, выглядят округло и изящно. Вместе с тем не следует буквально копировать некоторые особенности оригинала, экспрессия которых приближается к границе маньеризма. Таково, например, излишне выпятившееся правое от зрителя колено, этот резко очерченный «клювик», и слишком контрастные параллельные складки книзу от него – нога от этого кажется неестественно тощей, «непарной» к своей соседке слева.


4


Печальный образец глубокого вырождения классической византийской стилистики (ср. с №3). Графические паттерны передачи объёма складок номинально все те же, но существуют как бы для себя самих, так что каллиграфия теряет свой высший смысл и превращается в некие пучки линий, с фальшивой уверенностью условно намекающих на объём. Ноги под складками туники высветлены вдоль контура и кажутся картонными. На левой от зрителя ноге между коленом и голенью образовался провал, на правой этот провал менее выражен, зато имеется странный выступ сбоку от колена. Обе голени посередине рассечены грубыми черными «галочками», не находящими ни малейшего объяснения и оправдания в логике ниспадения ткани. Основной цвет почти полностью съеден высветлениями, фактически изменен на грязно-белый. Качество каллиграфии очень низкое, с поразительными перепадами от наглой самоуверенности к беспомощной робости.

...понятно ли я выражаюсь?
Tags: chiffons, цитаты из меня, школа
Subscribe

  • играю во Льва Толстого

    Осень приближается, нашила сапог. Попробовала новую (для меня) подстаринную выкройку. Индийский ксивник разодрала, замечательно…

  • о медведях и русской классике

    В ленте нынче выяснилось, что не все прошедшие тест на знание литературного наследия Н.А. Некрасова знают, что такое ходебщик…

  • по полочкам

    Собрала здесь до кучи последовательность воплощения в жизнь очередного Проекта по амелиорации Дома. К сожалению, нулевой этап не запечатлен - а…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 79 comments

  • играю во Льва Толстого

    Осень приближается, нашила сапог. Попробовала новую (для меня) подстаринную выкройку. Индийский ксивник разодрала, замечательно…

  • о медведях и русской классике

    В ленте нынче выяснилось, что не все прошедшие тест на знание литературного наследия Н.А. Некрасова знают, что такое ходебщик…

  • по полочкам

    Собрала здесь до кучи последовательность воплощения в жизнь очередного Проекта по амелиорации Дома. К сожалению, нулевой этап не запечатлен - а…