mmekourdukova (mmekourdukova) wrote,
mmekourdukova
mmekourdukova

Category:

о золотом эталоне

Прошу прощения, но я опять о вчерашнем . В том малом тексте, как в малой капле вод, отразилось большое и важное, и вот не могу я пройти мимо проговорки по Фрейду такого калибра, как –

«являясь полной противоположностью китчу».




Зачем, спрашивается, вообще упоминать то, чем представляемый публике культурный феномен НЕ является? Мы же не пишем – полотна Рафаэля являются полной противоположностью бездарности, живопись Энгра есть полная противоположность непрофессионализму, иконы Мемлинга суть полная противоположность халтуре. Зачем же, с какого перепою понадобилась эта, скажем так, валоризация (или антивалоризация) китча, выбор его в качестве точки отсчета?

Есть у меня подозреньице, что причина такого странного поведения – в гомерическом градусе накопившегося на сегодняшний день отвращения к китчу в сфере сакрального искусства. Автор пассажа захлебывается, затыкает нос и зажмуривается. Тут у него наболевшее, тут его bête noire, жупел жупельный, нерукопожатный.
Что вобщем-то понятно. Так оно и есть. Есть отчего нос затыкать.

Но! Во времена создания этих, столь рукопожатных ныне, картинок, этой провинциальной кустарщины – в те времена, вот ведь какая запятая, магистральная иконопись не была китчем! А была просто искусством, «большим» и «школьным» (это у нас искусствоведов такие термины, означают, что в области создания икон работали лучшие общепризнанные художники, прошедшие лучшую общепризнанную школу). И досочки всяких северных писем красились вовсе не в пику некой сусальной казенщине, замусоленному «каноническому» кадавру, мимимишной дешевке, византийствующему карго-культу.
Они – честно красились. С опорой на свою локальную школу (пусть очень бедненькую) и с намерением сделать «как получше». Т.е. художники тупо банально без огонька без выдумки тянулись вверх от уже освоенного минимума добра и красоты – к более высокому градусу тех же добра и красоты. И никто из них не думал в галаве своей – «вот гнилая помойка, а я буду красить совсем иначе-нипахоже на ту гнилую помойку, и сделаюсь полной противоположностью той гнилой помойке!»

Т.е. вот этот самый пункт, за который северные досточки похвалили, наверняка отсутствовал в сознании их авторов. Собственно, как раз этим досточки и ценны. Этим, а не корявостью своей. Не корявостью самой по себе, а верой в то, что и на мою корявость, если буду с ней бороться, Дух гармонии Небесной сойти может. Потому те досочки и не китч. Не «полная противоположность», а просто НЕ КИТЧ, да и всё. Или ещё проще – они суть искусство.
Мы же не говорим – «полная противоположность распущенности», а говорим – целомудрие. Не говорим – «полная противоположность глупости, трусости, подлости....», а говорим – ум, великодушие, достоинство.

И не говорим, «анализируя и выделяя»,  – вот какой замечательный чел! Он такой антисоветский вдохновляется (ориентируется на-, берет за образец, подражает...) полной противоположности подлости!

А если говорим?..

Если мы так говорим, то – ах! – то лишь являем всему миру, каков тот аршин, которым мы мерим феномены окружающего бытия. Каков он, тот неразменный золотой эталон, который бережно хранится в Палате мер и весов нашего сэрдца.





(Это, кстати, совершенно как в разросшихся хвощах «богословы иконы» парижского разлива.
Только у них этот бережно хранимый неразменный эталон был – академическая живопись.
Т.е. ТО (тогда) было ещё повидло).
Tags: искусствоведы, махровое, музэй сэрдца, чудище обло
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 14 comments