mmekourdukova (mmekourdukova) wrote,
mmekourdukova
mmekourdukova

Categories:
  • Mood:
  • Music:

тоже скрепы

(начала собирать этот постинг ещё на тех каникулах, а он раздувался и раздувался, и не могла остановиться, и пусть уж будет как есть, а то придется уже делить частей на несколько).

В нормандских и бретонских музеях поразило меня невероятное количество картин последней трети 19-го - начала 20-го в. на религиозные сюжеты. Отчасти икон (нарративных и даже "портретных"!), а отчасти жанровой живописи, сценок религиозного быта людей всякого сословия.
В Бельгии тоже такого немало, но там просто гнездо, большое такое гнездо.

Тут я собрала в кучку несколько самых хрестоматийных религиозных жанристов, вот как у нас Репин или Крамской ("хрестоматийных как Репин", а не "религиозных как Репин", хотела я сказать). По творчметоду, т.е. по совокупности тематики и стиля, эти авторы суть близнецы-братья наших передвижников. Только, в отличие от наших передвижников, эти французы спокойно выставлялись в Салоне, т.е. не были вынуждены грудью прокладывать себе дорогу. Многие из этих картин были высоко оценены современниками, имели широкое хождение в репродукциях и даже сейчас широко известны, иные даже являются культурными мемами.

Картинки частично, где можно было, сняты мной самой, а частично попались в Сети.



Люсьен Леви-Дюрмер 1865-1953
Богоматерь Пенмаркская



Жан-Эжен Бюлан (или Бюланд) 1852-1926

Наутро после свадьбы
(что здесь происходит в точности, не знаю. Понятно, что молодая жена принесла благодарственный букетик, но почему молодой муж и его родители букетика не принесли и вообще сидят в позах посторонних свидетелей, непонятно, данных про это мне пока не встретилось).
Но картинка изумительно атмосферная в самом лучшем смысле слова и этнографически достоверная. Точнее всякой фотографии. Кто вырос бывал в таких церквах, просто ныряет от этой картинки в глубочайшее дежа вю.




Семейная молитва (это гравюра с картины его, но пускай тоже будет)




Милостыня нищего
(Нищий вовсе не этой деве подает, а на храм. Дева посажена затем, что деве (т.е. как бы ей) подавать приятнее, чем просто в кружку. Дев выбирали самых красивых, и это была большая честь и признание выдающейся красы избранной девы).




Паломничество к Богоматери Бенодетской 1898
- очень (и заслуженно) знаменитая картинка,  знаменитые типы народа-богоносца (впрочем, как рассказывают документы, писались они вовсе не с живых крестьян от сохи, а с представителей мелкой буржуазии и мещанства).







Анри Руайе (1869 - 1938)

Молодая женщина с острова Сен 1906
Вот, тут хорошо видно, что у них ещё  сто лет назад крестьянки носили крестики наружу в любую погоду.





Семейная молитва в капелле





Вотивное приношение 1898

(Это морячок тонул, но не утонул.
В благодарность склеил сам, или заказал склеить модель кораблика, и вот торжественно приносит его Богородице. А на предыдущей картинке такой корабль тоже виден).






Эмиль Фриан
День Всех Святых
(1888)





Альфред Гийу 1844 - 1926

В день первого причастия




Прибытие процессии Прощеного дня св. Анны Фунантской в Конкарно

(Прощение, или Прощеный день, не знаю, как правильно переводить - это тамошний обычай, крестный ход обыденный или многодневный, пешим порядком или по воде. Все чтимые богородичные статуи и статуи святых имели свой день Прощения).




Жюль Адольф Эме Луи Бретон 1827 - 1906

Возвращение процессии



Женщина со свечой

(вообще таких женщин со свечой кто только не писал тогда, канонический сюжет, как и "Первое причастие", или "Семейная молитва", или "Возвращение процессии")




Первое причастие



Воздвижение Голгофы 1858

(в Бретани любили ставить на распутьях не просто кресты, а целые голгофские композиции, с разбойниками и предстоящими, кажется, даже и сейчас ставят).

Процессия прощеного дня в Кергоате  (опять не знаю, как правильно переводить - буквально это "Прощение Богоматери Кергоатской", но так выходит не по-русски).

- многометровое полотно во всю стену, шире "Крестного хода в Курской губернии". И тоже можно бесконечно разглядывать. И любоваться, по тогдашнему выражению, народными типами.










И это ещё не всё - даже из того, что я на скорую руку своими глазами увидела и так паршиво наснимала (масляную живопись Новейшего времени в музейных условиях вообще снимать почти невозможно).

Сколько ни стараюсь вспомнить не то что десяток, а хотя бы парочку картин русских кистей той же эпохи, такого же калибра (размера и художественного качества), такой же известности - и но при этом благочестивых - не могу.
Одни "Чаепития в Мытищах", "Протодьякон Репина" да Перов со своими пьяными в дрова батьками вылезают.

А впрочем,  и наши передвижники, и эти им современные французы были вполне искренни в выборе и трактовке своих сюжетов.
И это хорошо.
Tags: иль сон фу сэ ромэн, малая третьяковка, параблагочестивые размышления
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 100 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

Recent Posts from This Journal