mmekourdukova (mmekourdukova) wrote,
mmekourdukova
mmekourdukova

Category:

мучаем животных. поэтапно. часть первая.

Рассылка «Коломенской версты», чтоб они здоровы были, просветители народные, опять не оставила меня равнодушной. Любезно предоставив очередную серию картинок про то, как не надо делать. Забираю себе, как бы в продолжение секретов мастерства от Артемия Брагина.

На этот раз они мне прислали, от московской иконописной школы «София», -

«STAGES OF PAINTING OF AN ANIMAL
We decided to use the image of a bear from
the icon of The Last Judgment as an example» –

По-моему, это скорее бесхвостая тигра, чем медведь, и это «from
the icon», вместо «for an icon», тоже прекрасно и говорит о многом, -
но ладно, перейдем к делу.

Для меня такие картинки особенно бесценны потому, что мои двоечники так не делают. Получают по рукам ещё до того, как сделают так, как здесь. Или переделывают до тех пор, пока будет не так, как здесь. Так что такие наглядные пособия нам просто подарок.



1.Стадия контурного рисунка.
Когда вы видите рисуночег, мм, средненького качества, обведенный по чистенькому полю чистенькой же линией с претензией на каллиграфичность, знайте – это НЕ рисунок. Т.е. здесь, на этом листочке или досочке, форму не искали, не строили и не уточняли. Это под копирку сведенный откуда-то контур, сверху начисто обведенный. В калькировании как таковом, конечно, греха нет, особенно если сводится начисто свой собственный рисунок, но в случае с этой тигрой сразу возникает два нехороших вопроса – почему не показан ход работы над рисунком? И зачем было обводить кисточкой сведенное под копирку? ведь линии и так были бы видны. Ответы очевидны – показ хода работы над рисунком (если таковой вообще был, а не сразу слизано с чужого готового) обнаружил бы безрукость рисовальщика, а обводка кисточкой просто маскирует имевший место механический перенос (ведь срамотища же, такой простой мотив не суметь нарисовать прямо от себя).
Ну что, срамотища все же состоялась – хотя и понадобилось небольшое, для чайников, объяснение.



2 и 3






2 и 3 – ставлю их разом, поскольку в объяснялове, сочиненном школой «София» на английском языке, эти процессы называются «базовые слои»: Base layers: Yellow (light) ochre, 5 layers Carmine, 2 layers.

Жолтеньким перекрыто пять раз, кармином – два.

Пять, Карл! Нам предлагают пятикратно развозюкать по всему листу сопливую охру (не забудем, что каждый слой ещё и просохнуть должен), и в результате всё-таки получить гнусно-нерегулярную текстуру с вертикальными и горизонтальными следами кисти и затеками.
На всякий случай – у меня в заведении базовый слой выполняется в один прием, заливкой. Смесью охры с белилами. С первых же упражнений (и очень быстро, кстати) дети добиваются его абсолютной нейтральной ровности.


О закраске кармином, красочкой менее покладистой, нежели охра-матушка, я вообще молчу. Если после второго перекрытия у нас имеются вылезания за контур и щели изнутри вдоль контура, то это свидетельство тяжелой профнепригодности. Если же к тому имеют место ещё и густые затёки краски рядом со щелями, то  такому профессионалу нужно срочно посвятить неделю-другую простейшим детсадовским упражнениям в ровненьком заполнении контуров красочкой, вот как здесь новобранцы страдают, чтоб после не срамиться .

Потому что если роскрышь не совпадает с твоим же (тобою же прежде утвержденным!) линейным контуром, то рисунок от такого «раскрашивания» портится, т.е. деформируется, в нем нарушаются связь и динамика элементов, плывут пропорции. Собственно, если так неловко себя раскрашивает сам автор, то он от этого страдает и старается поправить или хотя бы минимализировать ущерб. А в идеале (если уже есть опыт) – заполнение контура цветом его улучшает, уточняет рисунок. Должно – улучшать. Вообще - всякий следующий этап должен быть лучше предыдущего, иначе зачем он тогда и нужен.

Эти софийные товарищи явно не страдали, повреждая контур. Да и с чего? это ведь и не ихний рисунок, что его жалеть.

4.




4. «Roskrysh»: Carmine+ azurite+ black; White+ light ochre
The colour of the outlines: the colour of «roskrysh»
(the first paint layers)+black

...Но вишенка на пироге состоит в том, что эти два слоя чистого кармина оказываются нафиг ненужными в дальнейшем! Потому что основной колор для этой тигры, во-первых, тоже включает кармин, а во-вторых, он намного, набесконечномного темнее вот этой розоватой подложки и полностью ее сжирает! Составлен он, оказывается, из кармина, азурита и «чорного» - а какого, какого именно чорного? От виноградной черной до жженой кости и до черного марса расстояние как от нижнего «до» до верхнего. Ещё куда ни шло, если заранее известно, каким (одним и тем же) черным пользуется мастерская по умолчанию. Здесь мы ничего не знаем, чорный ифсё. Впрочем, и пропорции элементов в смеси тоже не указываются. Пускай это будет секрет старых мастеров, ага.

Вообще-то, согласно моему опыту, отменный колор
bloody flux, которым выкрасили тигру на этой картинке, получается от смеси банальных железоокисных чернил с общедоступными красной охрой и темным кадмием красным, и совершенно незачем было тревожить шикарные азурит и коварно-прозрачный натуральный кармин. Весь шик их натуральности (читай духовности, угу) совершенно не прочитывается в получившейся смеси – ни в цвете ее, ни в текстуре: наложена она, как и следовало ожидать, совершенно безобразно. Опять грязная поверхность со следами кисти в одном направлении, опять непопадание в контур – впрочем, насколько там непопадено, нам постарались не показать! Вот какие хитрые.

На картинке, суприз-суприз, контур уже перемазан, т.е. «восстановлен», новенькой контурной линией. На этот раз радикально черной, как горелая покрышка, даром что объяснялово нам сообщает, что азурит с кармином там духовно присутствуют. Вспомним при этом случае, что исходный контур, на первой картинке, был серо-зеленоватенький такой. Заранее ведь было ясно, что bloody
flux перекроет его насмерть – вопрос, а почему было вначале не сделать его черным?! чтобы он не так скоро и так наверняка замазалсо?!  Но ладно, что уж тут плакать по волосам снявши голову – вот он, наш новый контур. Местами попавший в старый, а местами и нет, там видны хвостики от первого, в виде туманца такого грязненького. Сравните с первым чистеньким рисунком – всё видно, да? Видно, насколько стало труднее художнегу ворочать своей кистью чорной уже не по голой бумаге, а по красочному слою, и линия сразу стала на порядок корявее и неповоротливее.

Это в то время как в норме вот эта заключительная обводка с притенениями должна 1) идеально до сияния вырезать силуэт из фона и 2) подчеркивать архитектонику и динамику вырезаемого объёкта и всякого его элемента.
Эта же тигра вовсе не вырезана начисто, а просто криво обгажена черненьким по краям.


Что-то меня тошнит, стоп пока на сегодня. Продолжение поединка с тигрой следует. Понятно, конечно, что тигра обречена, но мы должны дойти до конца, чтобы знать, при каких именно всё более и более отягчающих обстоятельствах животное было замучено.
Tags: pré-académie, ремесло, фканоне, школа
Subscribe

  • картинки не могу забрать оттуда сюда, так что здесь будет без картинок

    Биеннале христоцентричного искусства почему-то понравилась мне несколько больше, чем прежде виденные проЭкты Гора Чахала, Ирины Языковой и…

  • для чайников - от профи

    В каментах к посту про иконы о. Алексея Трунина целых два френда обратили внимание на то, что в видеоинтервью он вроде бы говорит за искусство…

  • по-взрослому

    Вследствие одной веточки каментов, на которую даже лень давать ссылку, настолько там все просто - Не стану даже спрашивать, видно ли вам, чьи…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 36 comments

  • картинки не могу забрать оттуда сюда, так что здесь будет без картинок

    Биеннале христоцентричного искусства почему-то понравилась мне несколько больше, чем прежде виденные проЭкты Гора Чахала, Ирины Языковой и…

  • для чайников - от профи

    В каментах к посту про иконы о. Алексея Трунина целых два френда обратили внимание на то, что в видеоинтервью он вроде бы говорит за искусство…

  • по-взрослому

    Вследствие одной веточки каментов, на которую даже лень давать ссылку, настолько там все просто - Не стану даже спрашивать, видно ли вам, чьи…