mmekourdukova (mmekourdukova) wrote,
mmekourdukova
mmekourdukova

Category:
  • Mood:
  • Music:

о старинных информационных волнахъ

Монтируя свою лекцию к выставке, про ситуацию в русском церковном и христианском (ых, я знаю, что звучит глупо, но можно ли сказать иначе?) искусстве на рубеже двух прошлых веков, поразилась одному факту,  прежде как-то не охваченному сознанием. А именно – скорости и мощи распространения инфы о лучших и новейших достижениях иконописцев.

Вот смотрите. Раскрасил Виктор Васнецов со товарищи Владимирский собор в Киеве – мгновенно вышел альбом с отличными репродукциями всех росписей по порядку. Никакой отвязной пиявке-искусствоеду не дали повыёживаться за счет художников, никакому отморозку-фотографу не позволили повыдрючиваться с камерой и опубликовать хватасессию себе в портхволио. А тупо оперативно издали прямой, честный, подробный и качественный репортаж о работе художников. Сразу за этим – общественный резонанс, рецепция, канонизация новых изводов. Васнецовский Спаситель, Васнецовская Богородица, Васнецовские свв. Владимир, Ольга, Сергий и так далее. Канонизировались. В виде механически тиражированных репродукций (одну мы как раз вчера видели на стене сельской школы у Богданова-Бельского), в виде списков и в виде заказов на такие списки. Для храмов, для частных лиц, на рынок, в т.ч. в виде моделей для чеканок и эмалей.

Михаил Нестеров выступил на сцену, сначала в том же Киеве – а подавайте сюда и Нестерова! Тоже отчёт в виде альбома, критические выступления в прессе, дальше – рецепция и канонизация.

Причем канонизировалось удачное, а не вообще все подряд. Например, «Воскресение» Нестерова, которое для Спаса на Крови, прогремело, а, скажем, его же "Благовещение" для Марфо-Мариинской обители – не.

А у Котарбинского – только Распятие и выбрали. Но зато уж прогремело так прогремело. Даже здесь у нас у Николы до совсем недавнего времени стояла (впрочем, абсолютно жуткая) копия, из фанеры выпиленная и раскрашенная.

А вот Фролов (вы, небось, и не слышали такого писателя?), даром что по объёму заказов в том же Спасе на Крови он был ровней Васнецову и Нестерову,  и наравне с ними отразился в репортажном альбоме, - провалился. Ноль цитат, ноль подражаний. А потому что был он совсем не ровня ни Васнецову, ни Нестерову, а так себе дюжинный казенный богомаз.

Но стоп, это я отвлеклась на детали, а хотела просто сказать совсем коротко поразительное:

- в России 120-140 лет назад, при всем тогдашнем несовершенстве средств визуальной информации, при всей тогдашней их дороговизне – информация расходилась мгновенно и мощно, когда речь шла о ведущих иконописцах.
Она расходилась как горячие пирожки.
Вот как сейчас про пусек, часы или Агриппину - так тогда было про всякую новую икону выдающихся кистей. Вернее, сама она, всякая новая икона выдающихся кистей, производила в Церкви волну, сравнимую с нынешними волнами вокруг часов, пусек или Агриппины.


Апдейт назавтра

А сейчас что?

А сейчас эту инфу блокируют на корню.  Сорок лет такой гигант, как арх. Зинон, работает в этой бранше – и что? Да если бы ещё действовали естественные законы развития христианской культуры, то предприятие-софрино должно было бы завалить Россию и христианский мир репродукциями икон его кистей! А что у нас есть на деле? Карманного формата книжечка его статей с репродукциями не крупней почтовой открытки, изданная во Пскове. Первый альбом-каталог расписанного им храма издан, когда автору перевалило на седьмой десяток, в частном издательстве, тиражом в 3000 экз.

Или такая характерная картинка - закончили роспись храма, решили сделать инфособытие. Является сытая команда с навороченными камерами и отрывается по полной. На хватасессии можно увидеть букеты немытых кистей в лучах заходящего солнца, шалости объектива «лягушачий глаз» в пространном интерьере, кусок стенки с глазом или пяткою в ракурсе и прочие вкусняшки для украшения портфолио фотостудии. А ты, иконописец, утрись. Скажи спасибо, что вообще попал в инфособытие, хоть кусочками, хоть помятым, порезаным и вздутым.

Ближайший пример - тут. Интересно, когда эти деятели исчерпают фотовыразительные возможности черных ряс, немытых баночек и арматуры лесов на фоне икон, каков будет следующий виток их креативного развития?

Про всероссийский иконописный портал, картинки на котором вот уже скоро семь лет пребывают недоступными для показа где бы то ни было ещё, я уже столько раз писала, что здесь для разнообразия пропущу.

И про юзание выловленных в сети репродукций современных икон без упоминания имени автора тоже пропускаю.



Или вот (взято здесь , а кто навел, нискажу) настоятель представляет народу росписи храма и иконописцев – авторов.
Смотреть-слушать всё это  подряд, конечно, не только не обязательно, но даже и невозможно, как и вообще любые видеопрезентации любой живописи с диктором на переднем плане. Тем более с таким диктором.
Но на шестой минуте сороковой секунде 
очень характерный момент, звучат – тадам! – имена мастеров, послушайте, как они звучат (и, кстати, дальше иеротопия пошла, и вот главного-то иеротопа батюшка назвали по имени-отчеству и со всеми званиями).

Ну и так далее.
Tags: культур-мультур, параблагочестивые размышления, прошлый век
Subscribe

  • Епифанское

    В этом году вообще как-то многие с опозданием поздравляют, только вчера ночью или прямо сегодня, так что я не единственная опоздантка , а со

  • за отчётный период

    Троицы, именуемые повсеместно "рублёвскими", у меня кончились, поднакрасила таких Троиц. Одну такую, одну ковчежную. Блескучие и…

  • мелких досочек и одна большая

    Мелкие - все сильно мелкие, где-то 12 см по высоте. У меня на мониторе они существенно крупнее самих себя. ...часы…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 36 comments

  • Епифанское

    В этом году вообще как-то многие с опозданием поздравляют, только вчера ночью или прямо сегодня, так что я не единственная опоздантка , а со

  • за отчётный период

    Троицы, именуемые повсеместно "рублёвскими", у меня кончились, поднакрасила таких Троиц. Одну такую, одну ковчежную. Блескучие и…

  • мелких досочек и одна большая

    Мелкие - все сильно мелкие, где-то 12 см по высоте. У меня на мониторе они существенно крупнее самих себя. ...часы…