mmekourdukova (mmekourdukova) wrote,
mmekourdukova
mmekourdukova

Categories:
  • Mood:
  • Music:

о том, как Серафина из Санлиса вымыла полы, а потом намазала их ваксой

Смотрела, как всегда с опозданием, модную и сильно премированную фильму про Серафину из Санлиса  и друга ее Вильгельма Удэ . Фильма, конечно же, псевдоисторическая, потому что о главной героине документов, кроме картинок ее письма, почитай что нету. Все эти наивы, которыми Удэ так удачно торговал и про кого писал книжки, - были людьми неписьменными, и сами не только книжек и статей, но и дневников и писем нам не оставили. Оставили только полную свободу для трактовок.




Вот трактовка-то меня и удивила. Серафина на немногих сохранившихся фотографиях выглядит хотя и потёртой и довольно шамашедшей старушкой, но спинка у нее прямая, конституция скорее суховатая, личико собранное, прическа стриженая-компактная, одежда вычищенная и на все пуговки застегнутая. Вобчем, вполне тянет на тот имидж «художника Святого Сердца», которым торговал Удэ.
В фильме она – расплывшаяся корова, обрюзгшая мешковатая халда. Брыластая, с хитренькими глассками, мясным сутулым загривком и сисями-потрясисями. Грязные патлы навыпуск, юбки-шляпки набекрень и какбы в паутине даже. Позор и поношение для цеха поденщиц и прачек, к которому она принадлежала. Она сморкается в горсть, она ходит без чулок, она ссыт в кадре, она (во ведьма, а?) по ночам трёт самопальные красочки из натуральных пигментов из понакраденных там и сям ингредиентов вроде бычьей крови и церковного воска. Она асоциально поступает с согражданами, не говорит им «киси-миси».




Зачем, зачем же ее так трактовали?
Понятно зачем.
Чтобы на этом контрастном фоне парадоксальней воссиял дух.
Загаж..загадочность гения, это всем очень, очень нравится.
Я днем смурная обезьяна, а по ночам пляшу павану .





Реальная Серафина, как известно, кончила свой век в приюте для умалишенных, бросив живопись насовсем – после того, как хватила парижской славы и денег из рук Удэ и затем вновь вернулась в первобытное малоизвестное и малоденежное состояние. Я сказала «после того», а не «вследствие того». Я не знаю, и никто не знает, насколько там оно было «вследствие». Но в фильме предложена твердая, даже гиперболизированная версия этого «вследствие». Героиня, вот эта неопрятная халда, оказывается сперва охваченной психозом неожиданного богатства, а затем глубокой депрессией по случаю приостановки выплат. Сперва она отвязно, безвкусно и недостойно кутит, а затем столь же отвязно, безвкусно и некрасиво истерит, вообразив, что Удэ уж больше не любит ее картинушек (а он-то любил! просто кошелек ему не позволял).

И опять – зачем?! Зачем было досочинять эту хорошо забытую, концов не найти, историю души – именно в таком грязном и жалисном направлении? Они что, видят здесь трагедию? Так это не трагедия, а фарс, и пошлый весьма. И не вяжущийся с хорошо известным, и в фильме тоже показанным, церковным благочестием реальной Серафины. Ни размашистые покутилки, ни попытки купить себе виллу, ни пошив Белого-Платья-с-Белою-Фатой, ни тем более отчаяние из-за недоразумений с меценатом – не вяжутся с самыми элементарными нормами христианской нравственности и творческой этики. Всё это постыдно, смешно и ничего, кроме брезгливой жалости, не вызывает.


И расставляет точки над i в оценке творческого наследия Серафины. Если безобразная история, предложенная фильмой, хотя бы наполовину правдива, то Серафина - никакой не гений и не выдающаяся личность совсем. И творчнаследие ее– только побочный продукт ауто-арт-терапии. Которая терапия лопнула с треском, как только перед аутотерапевтом замаячила розовая заря причастности к настоящему искусству.





Я-то картинушки Серафины, картинок же можно насмотреться здесь , никогда не любила. Находила мрачными, тяжелыми, вязкими по ритму, неприятно-мохнатенькими и подозрительно-пузырчатыми (трипофобскими!) по текстуре. Но я все же уважала усилия дамы хоть как-то вырваться из своих швабро-прачечных будней. А фильма, скажем так, избавила меня от иллюзий.

Но любопытно – неужели такое избавление зрителей от иллюзий по поводу наивного искусства действительно входило в планы создателей фильмы?

(п.с. – не смогла пройти мимо перла переводчиков, в чем-то символического – там где-то в одном месте, лень искать, героиня говорит: - Я сначала вымыла полы, а потом намазала их ваксой).
Tags: beauté humaine, l'éducation sentimentale, иль сон фу сэ ромэн, искусствоведы, музэй сэрдца, шевелющие мужчины на белой простыне
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • что такое, по-вашему, теолог или же богослов?

    Дорогая френдесса задала этот ребром-вопрос в каментах к ценному постингу о. Медведя. А у меня появился повод поделиться недавним впечатлением.…

  • Добрый сказочник

    (дорогой френд пробудил воспоминанья) С этим автором, я думаю, знаком каждый, миллионными тиражами, десятками переизданий, в каждом доме, в…

  • Соня Мармеладова как малохристианка

    Константин Леонтьев, как известно, Достоевского не слишком жаловал, и Сонечку Мармеладову лучом света в темном царстве не считал. Вот…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 28 comments

Recent Posts from This Journal

  • что такое, по-вашему, теолог или же богослов?

    Дорогая френдесса задала этот ребром-вопрос в каментах к ценному постингу о. Медведя. А у меня появился повод поделиться недавним впечатлением.…

  • Добрый сказочник

    (дорогой френд пробудил воспоминанья) С этим автором, я думаю, знаком каждый, миллионными тиражами, десятками переизданий, в каждом доме, в…

  • Соня Мармеладова как малохристианка

    Константин Леонтьев, как известно, Достоевского не слишком жаловал, и Сонечку Мармеладову лучом света в темном царстве не считал. Вот…