mmekourdukova (mmekourdukova) wrote,
mmekourdukova
mmekourdukova

Category:

три кучки орнаментов

А вот ещё опрос публичный.
А то некоторые говорят, что они не могут определить, качественная ли картинка или нет, если там нет людей и личиков их.
А ещё некоторые говорят, что их сбивает с толку количество изображенных предметов и частей-подробностей предметов. Чем их больше, тем картинка сложнее и, сталбыть, лучше.
А другие (я и сама такая) академическую живопись ставят выше средневековой, но при этом думают, что любая академическая лучше любой средневековой (а это уж нет! это уж не так!).



Вот я нарезала картинок, орнаментов, одних орнаментов! которые предлагается раскидать на три кучки:

1.  Качественные образцы средневекового подхода к изобразительности (когда автор танцует от ритма, а изобразительность возникает на основе каких-то удачных ритмических фигур)
2. Качественные образцы постренессансного, т.е. сильно продвинутого в академизм, подхода к изобразительности (когда автор уже начинает рисовать некоторые предметы здорово похоже на натуру, но его дисциплинированная рука остается - по привычке - ритмичной)
3. Маловысокохудожественные образцы (когда автор сам не знает, что делает, мечется между изобразительностью и ритмической выразительностью, роняя на пол то одно, то другое, сам не знает языка, на котором говорит).

АПДЕЙТ - ответы на все вопросы уже внесены в постинг в виде подписей к картинкам.


По результатам опроса видно, что ситуация хотя и не безнадежная, но до полного щастья далеко.
Поэтому ответы рассказываю подробно.

1. Испания, 15в.
Качественный образец вполне средневекового мышления. Сцена дракономахии - это набор графических клише, вполне подобных тем, что использованы в окружающем геометрическом и растительном орнаменте. Всё сделано твердой, веселой и смелой рукой.




2
Современных писем тарелочка, повторяющая ренессансный итальянский арабесковый мотивчик. По времени испонения она, конечно, далеко-далеко постренессансная, но подход к изобразительности тем не менее средневековый: декоративное густо доминирует над изобразительным. Выполнено несомненно умелой рукой. Хотя, мож, и слишком непринужденно.




3
Германия, 15 в.
Чистейший, бесспорный средневековый стиль и подход.
Простенько, но очень точно и уверенно. И в то же время не сухо, не под копирку, а явно на глаз.
С этим нумером не ошибся никто.

650


4
Сибирь, 1912.
Крайний, бедный-разбедный наив, семьдесят седьмая вода на киселе от нормального барокко. Жалисная смесь наглости и робости, обрывки пещерно-простеньких ритмов при полном неумении планировать и видеть целое (а там целого-то всего-то - пукет из пяти розанов в вазе, не бином ведь ньютона!)
Любопытно, что очень немногие поместили этот явный отстой -  в отстойную третью группу.
Год смутил, да? и музэйные таблички?




5
Франция, 18 в.
А вот это - наив первейшего качества.
И каллиграфия высший класс, ни единого исправления, и композицией чел владеет, и предметы самые разные изображать берется, и на всё-то у него есть канон, тьфу, готовое клише в голове.




6
А это - робкая ученическая копия с очень хорошего итальянского ренессансного оригинала.
Оригинал был - тот самый прорыв из Средневековья в академизм, который требовался для второй группы.
Но здесь-то не оригинал, а копия, слезами и потом политая, в муках за уши дотянутая до более-менеее чистенького состояния. Дробная, сухая, вся состоящая из натяжек, поправок и перекрасок. Третья группа.




7
Тотьма, 18 в.
Я этому прелестному картушику даже постинг однажды посвятила.
Формально это барокко, но по сути - совершенно средневековый подход к изобразительности. Барокко здесь присутствует скорее в виде карго-культа, уж в иконных-то клеймах несомненно. Это - косящий под барокко наив, причем устойчивый такой, самостийный, доплескивающий по средневековым меркам почти до высокохудожественности.




8
Испания, 18 в.
Чистый-незамутненный средневековый подход к изобразительности. Сначала - музыка, потом слова сначала ритм, а уж потом изобразительность. В виде готовых клише.
Ритм - богатый, мощный.
Клише - не тупые, с весельем, с сюрпризами.
Исполнение живенькое и уверенное. Такого не скопируешь, пока всамделе не научишься стилю.




9
Ещё одна ученическая копия ренессансного орнамента, т.е. образца второй группы.
Получилась - третья. Что уж там.
Тут с оценкой ошиблись лишь немногие.



10
Ну, это ж великий Мантенья.
Шила в мешке не утаишь.
Многие отнесли картинку к средневековым, обманувшись кажущейся простотой (а мож, и монохромностью?).
А между тем это самый-рассамый аутентичный, честный, насквозь прочувствованный и прекрасно понятый Ренессанс.
Мотивчик кажется простым, но он совершенно потрясаюший в уверенной правильности, в бесспорности объёма всякого стебля, и листка, и усика, и подмышки усика, в ровности света, разлитого по низкому рельефу на легком золотом фоне. Это то недосягаемое, что стюденты могут копировать по десять раз кряду  (и с большой пользой!), и достигать значительного, на первый взгляд, сходства - но всё оставаться при своем тяжелом дыхании и трясучей руке, см. №9.
А Мантенья дохнул - и уже на небесах.




11
Любек, 18 в.
Тоже вторая группа. Качественное барокко, уверенно перешагнувшее от простого отбивания ритма - к изобразительности, к высокому уровню сходству с натурой. Вон там и путти выглядывают - можете сравнить с фигуринами из Тотьмы, нумер 7 -  видно, кто уже умеет рисовать объём и пространство, и знает анатомию - а кто только делает вид?




12
Италия, 15 в.
Тоже стопудово вторая группа, от тех же причин. Автор от простого отбивания ритма и повторения готовых клише прыгнул к высокой, свободной и новой изобразительности. Ничего, что иногда он немножко блефует - он делает это очень ловко, и средневековые декоративные навыки сохранил вполне, они его и вывозят там, где анатомия проваливается.



Ну, вот так как-то.
На самом деле, конечно, самым важным было выцепить картинки плохие, слабые - среди хороших. Т.е. картинки лишенные стиля - среди картинок-носительниц стиля.

Конклюзия теперь. Опрос показал, что:

- респонденты ценят академическую высокую степень сходства с натурой, и склонны принимать средневековое – за некачественное вот по этому одному признаку, недостаточного сходства с натурой. Как бы не слышат музыки, а хотят, чтобы ясно читались слова.

- (напрямую вытекающее из первого пункта) - респонденты не видят разницы качества внутри академической группы и внутри средневековой. Обе троешные-с-минусом студенческие копии постоянно попадали в отличники – просто потому, что были таки здорово похожи на натуру, а виртуозные испанские картиночки попадали в отстой – потому что на натуру были похожи мало. Жалисное отсутствие музыки, т.е. какофония, студенческих робких копий не раздражала респондентов, и напротив – могучий ритмический заряд настоящих средневековых штучек не трогал респондентских сердец.

- респонденты склонны многое прощать своей родной, привычной «средневековой» стилистике и встречать в штыки чужую. Очень мало кто записал в отстой нещасные сибирские панели – а вот к испанским дивным артефактам многие отнеслись с неподкупной суровостию!

- (естественно вытекает из неслышания музыки) - респонденты не вполне понимают, что такое средневековый подход к изобразительности, путают его со временем исполнения картинки или со стилем, под который картинка косит. Типа если косит под барокко или сделано явно вчера – то уж явно не средневековье. А средневековый подход – это когда (если) автор меньше думает о предмете изображения, чем о каноническом клише для изображения того предмета. Старается о том, как бы почище и позабористее спеть-сыграть это клише. И такое направление мыслей может иметь место и в 15 в., и в 18, и даже прямо сейчас.
------------------------------------------------------------------------------------------------
Вобчем, дела обстоят именно так, как я и боялась, всем отвечавшим большое-большое спасибо, кроме шуток.


Tags: когтеточка, не ЧТО а КАК, скрипка и фортопьян, тнеманро ерномант
Subscribe

  • три загадочные картинки

    Отряхивая пыль с подшивки "Магазэн Питтореск" за 1875 год, отсканила для вечности две загадочные картинки, на старинном языке ребусами…

  • вся столица уклеена этим

    Но это не то, что вы сразу подумали. А как этого не подумаешь? картинка всегда сильнее текста. Ну или придают тексту особую пикантность.…

  • лошадиные состязания

    У френдессы с утра отгадывают несложное про лошадей, забираю их сюда вам тоже поиграть от Альцгеймера – 1. раскаяние мысли муки…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 77 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

  • три загадочные картинки

    Отряхивая пыль с подшивки "Магазэн Питтореск" за 1875 год, отсканила для вечности две загадочные картинки, на старинном языке ребусами…

  • вся столица уклеена этим

    Но это не то, что вы сразу подумали. А как этого не подумаешь? картинка всегда сильнее текста. Ну или придают тексту особую пикантность.…

  • лошадиные состязания

    У френдессы с утра отгадывают несложное про лошадей, забираю их сюда вам тоже поиграть от Альцгеймера – 1. раскаяние мысли муки…