mmekourdukova (mmekourdukova) wrote,
mmekourdukova
mmekourdukova

Category:

МЫ и ОНИ

По случаю моих именин -
Можно, я ещё раз о том же? Даже подробней прежнего, а то все время оказывается, что любимые френды не поняли-недопоняли.


Так вот, стандартная схема известных событий столетней давности и далее до наших дней, схема, которая по умолчанию держится в сознании православных и агностиков, выглядит примерно так:

Российская империя, которая была = Русской Православной Церкви, в один некий момент вдруг взяла и разделилась на... Церковь и не-церковь. Как бы часть верных ударилась оземь и обернулась неверными. И они передрались между собою, верные с неверными. И безбожники одолели. А христиан кого перебили, кого загнали в подполье. И все мы (или они, они-безбожники) стали жить дальше уж не в виде Российской империи = РПЦ, но в виде СССР = безбожному и антихристианскому обществу. И потом в один некий момент эти безбожники вдруг опять взяли и разделились на... безбожников и христиан: часть безбожников ударилась оземь и обернулась христианами. И теперь у нас есть Россия, которая, мож, и не так = РПЦ, как хотелось бы, но уже наверняка не = безбожному и антихристианскому обществу.
Вот такая по-умолчанию-картинка.

Интересно, что даже и у самого! о. Георгия Митрофанова! в голове картинка примерно такая же. Но он хотя бы признаётся, что и сам не понимает, как, как! Такой парадокс невозможный мог произойти! Даже два парадокса, сперва в одну сторону парадокс, потом в обратную – как?!

Мне же эта картинка представляется немножко дебильной фантастической. И те же самые события мне представляется гораздо более целесообразным умосозерцать в виде другой схемы, без парадоксов и внезапных метаморфоз.

Российская империя, которая была = Русской Православной Церкви... нет, давайте не усложнять с империей, скажем просто: Русская Православная Церковь уже давным-давно, уже с 17-18 вв. делилась на два все более и более поляризующихся лагеря – на тех, для кого христианство заключалось в церковных практиках, и тех, для кого христианство заключалось в добре и справедливости. Вот эти две группы христиан наконец между собой и передрались даже до крови (такое явление и называется в истории войнами Реформации). А так как поляризация была сильнейшая, запущеннейшая, то наш русский нарыв лопнул иначе, чем в Европах: жаждавшая добра и справедливости группа успела забыть, что жажда их – христианская, добро и справедливость – христианские. Т.е. фактически приняла точку зрения тех, кто отождествлял христианство только и именно с ритуальной жизнью. Но – стОя уже по другую сторону баррикад. Сражаясь уже не с задембелевавшей ритуальной стороной христианства внутри Церкви, а с Церковью, понимаемой ими как структура для поддержки ритуала. Т.е. точно так же понимаемой, как и сами сторонники этой структуры себя понимали.

(марксисты-то удивлялись как! пролетариат-то в России самый что ни на есть незрелый класс, а переворот-то удался! не разглядели, зайчики, за недозрелой классовой борьбой вполне зрелого, перезрелого даже, религиозного нарыва).

В войнах Реформации, как мы уже знаем, побеждает Реформация, без вариантов. Вот она и победила. А эффект маятника был такой, что победившие христиане и ещё пара поколений их потомков так и жили без – или почти без – признаков ритуальных практик, и только к концу 80-х годов решили их возродить, основательно забыв свой, наш предыдущий опыт с этими практиками и со структурой для их поддержки.

И был один такой момент, в смысле недолгий счастливый период, когда возрождение ритуальных практик действительно могло бы прокатить, т.е. совершиться на новых основаниях. Не в пику, не в символическое отмщение некогда перестаравшимся партизанам социальной справедливости (это не мы! это они, безбожники, воевали тогда с христианами! мы – это не они!), а в увенчание их (и нашей, мы – это они) жажды добра и правды, во прощение и примирение всех ошибавшихся и перестаравшихся с обеих сторон.


Но вышло иначе. Упустили.  Вернее, не поняли, что восстанавливают (восстанавливаем) не Церковь как таковую, а ритуальную жизнь в Церкви. Группа, некогда уничтоженная или рассеянная Реформацией, восстановилась как на дрожжах. При том, что группа верных добру и правде никуда из Церкви и не делась, всегда там была, даже в период малодоступности ритуальной жизни. Просто тридцать лет назад все одновременно начали практиковать и восстанавливать структуру, а структура, вот ведь какая пичалька, опять мощно потянула одеяло на себя. Ну вот мы и опять имеем всё те же две группы всё в той же Церкви, и поляризация их крепчает и крепчает. Гораздо быстрее, чем крепчала перед первой волной русской Реформации.

Я не думаю тем не менее, что новые войны Реформации в РПЦ неизбежны. Должны же были русские христиане за три поколения жизни вдали от ритуала хоть чему-то научиться. Т.е. те из христиан, для кого христианство есть в первую очередь добро и справедливость – должны же были как-то вырасти и что-то понять.

(А христиане, для которых христианство = ритуальным практикам, конечно же, за тот период не могли научиться ничему – ведь ритуальных практик тогда не было. Но, может, и они хоть чему-то научились за последние тридцать лет? в условиях восстановленного ритуала?).
Tags: l'éducation mystique, l'éducation sentimentale, коня на скаку остановит, параблагочестивые размышления, прошлый век
Subscribe

  • вилла Ампэн

    Проведя, из соображений укрепления дружбы с клиентами, целый час, шестьдесят минут! – в ограде памятника архитектуры , была вынуждена…

  • ко дню нетворкинга

    Вчера, сказали, был день нетворкинга. Как мне объяснили, в этот день нельзя заниматься творчеством, а только нетворчеством. Чем-нить по хозяйству,…

  • Лучшее, что я когда-либо читала о проповеди смирения

    (картинка 18 в. просто так, для отвлечения внимания) Рассказывают про Филоксена из Эрексиды и про сицилийца Гнафона, будто они были такими…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 85 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

  • вилла Ампэн

    Проведя, из соображений укрепления дружбы с клиентами, целый час, шестьдесят минут! – в ограде памятника архитектуры , была вынуждена…

  • ко дню нетворкинга

    Вчера, сказали, был день нетворкинга. Как мне объяснили, в этот день нельзя заниматься творчеством, а только нетворчеством. Чем-нить по хозяйству,…

  • Лучшее, что я когда-либо читала о проповеди смирения

    (картинка 18 в. просто так, для отвлечения внимания) Рассказывают про Филоксена из Эрексиды и про сицилийца Гнафона, будто они были такими…