?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Очень милая подборочка этюдов времен оттепели и застоя, и с очень справедливым замечанием, что  - «культура этой живописи сегодня не то чтобы утрачена. Изменилось её предназначение, задачи. Извлечённая из сугубо индивидуального, интимного процесса творчества, она по преимуществу превратилась в товар со всеми вытекающими для этого жанра последствиями. Эффектна, но не греет - так можно сказать о большинстве вполне мастеровитых работах современных художников, эксплуатирующих этот жанр».




Я бы добавила, что «культура этой живописи» есть не что иное как дух раннего, честного ещё, импрессионизма. Того западноевропейского импрессионизма 70-х, в смысле 1870-х, когда он ещё не задембелевал и не оторвался от предмета изображения в пользу отвлеченных игр цвета и текстуры.
В России ведь своего импрессионизма не случилось, не получилось. Импрессионизм – дитя очень зрелого, перезрелого даже, академизма, когда вся художественная культура в целом (а не только отдельные гении) уже привычно работает в режиме предельного, почти фотографического сходства с натурой сетчаточным образом. Отчего и возникает желание по-иному расставить выразительные акценты.

В России не было такой пресыщенности высоким академизмом, потому что академизму-то была без году неделя. Потому что в Императорскую АХ в 1870-е годы  все ещё поступали выходцы из провинциальных богомазов. И их, по свидетельству бывшего провинциального богомаза Ильи Репина, брали охотно – ценили средневековую твердость руки и средневековое целостное видение картинки.

Т.е. в ту пору, когда магистральная стилистика христианского мира переживала импрессионистический соблазн, в России ещё не набралось того субстрата, на котором импрессионизм может произрасти. А наоборот – был огромный, свежий, горячий интерес к сюжету, к литературе-литературщине, к возможности пересказать в виде картиночки любой анекдот. В Европе эта возможность уже приелась, а в России – только что открылась.

И благополучно катила-прокатывала... ещё почти сто лет! Благо и до революции публике нравился бытовой и социально-политический анекдот, и после революции государственный феодализм обеими руками благословлял нарративно-академическую живопись.  Под удобной этикеточкой соцреалистического метода и при условии выбора правильных сюжетцев.

Усталость от нарратива и литературщины, вместе с усталостью от «живоподобия», накопилась только к оттепели. И вот тут он грянул, не заимствованный, а естественный, выстраданный, тксказать, русский импрессионизм.  И держался поразительно долго. Надо полагать, как раз оттого, что его несколько душили сверху. Хочу сказать – во весь этот период сюжетная картина, только и именно сюжетная картина, верная соцреалистическому методу, по умолчанию продолжала считаться полноценным продуктом деятельности художника. А этюды продолжали считаться только сырьем для картины.




new191b

Всеволод Баженов (1908-1986). В горах Алтая. 1953


pos48b

Таисия Афонина (1913-1994). Тучков мост. 1954


sk13b

Дмитрий Обозненко (1930-2002). Зимка. 1955


new311b

Валентина Монахова (1932-2016). Восточный двор. 1956


geo33b

Алексей Ерёмин (1918-1998). Берег реки. 1956


nov36b

Александр Соколов (1918-1973). Мальчик. 1952


per04b

Анатолий Васильев (1917-1994). Станция Байкал. У причала. 1961


sk9b

Михаил Труфанов (1921-1988). Сталевар. 1957


tet28b

Виктор Тетерин (1920-1991). Рабочий паренёк. 1958


nov29b

Пётр Литвинский (1927-2009). Весна в городе. 1961


tim31b

Николай Тимков (1912-1993). Поле. 1965


aka08b

Майя Копытцева (1925-2005). На купальне. 1954


new278b

Михаил Канеев (1923-1983). Псков. 1979


alb21b

Пётр Альберти (1913-1994). Студенты. 1962


new383b

Николай Баскаков (1918-1993). Стамбул. 1968


nab27b

Владимир Овчинников (1911-1978). Вечер на Днепре. 1956


nab47b

Александр Семёнов (1922-1984). На Кировском проспекте. 1965



Вот эта живительная презумпция  и не дала скатиться русскому оттепельному импрессионизму в ту тьму внешнюю колористических игрушек-для-себя, куда с такой скоростью ухнул импрессионизм французский. Ведь цвет, доминирующий над формой, подавляющий её собою, вскоре с неотвратимой закономерностью теряет и самое себя. Ведь какую-то форму цветовые пятна всё равно должны иметь!.. «Освобождённые» в той или иной степени от диктата формы изображаемых предметов, цветовые пятна автоматически подпадают под диктат... текстуры, механический и безликий. Свободы больше – а вкус у этой свободы уж не тот. Что за радость изощряться, играя цветными бирюльками, когда все они равно позволены, когда у игры почти нет правил, когда всякое решение задачи заранее считается удачным и начинаешь спрашивать себя – а была ли задача?

Все эти прелестные живые куски живого пленэра (напоминаю, plein air буквально означает «полный воздух») потому так и хороши, что целятся в конечном счете в картину, но сами картинами не являются. Художники красили эти картинки для себя, в качестве заметок и раздумий, не долизывая их до выставочно-салонной кондиции.

Не концептуализируя свой импрессионизм. Делая картинки не ради импрессионизма, а ради объекта изображения.


Оттого эти картинки и живые.

А когда необходимость доводить замысел – через эскизы, этюды, через отбор и отбраковку – до Картины, когда необходимость эта отпала, вышла из моды, и этюд приобрел самоценность, и сам-в-себе сделался картиной – тут-то русский импрессионизм  и покатился по знакомым рельсам, уже накатанным Западом.  Как сказано в исходном постинге – русская импрессионистическая манера «превратилась в товар со всеми вытекающими для этого жанра последствиями. Эффектна, но не греет».

Comments

( 41 комментарий — Оставить комментарий )
zuzlishka
26 май, 2017 13:37 (UTC)
Спасибо!
protonko
26 май, 2017 13:55 (UTC)
Импрессионизм – дитя очень зрелого, перезрелого даже, академизма...В России не было такой пресыщенности высоким академизмом"..
Я хоть не специалист, но тоже так ощущал и объяснял для себя то, что для наши кутейных умов является соблазном поставить в заслугу русскому искусству, как некую особую духовность. Тогда как это был "лишь огромный, свежий, горячий интерес к сюжету, к литературе-литературщине, к возможности пересказать в виде картиночки любой анекдот".
mmekourdukova
26 май, 2017 14:10 (UTC)
Сколько нового для меня про кутейные умы :-)).

Нет, вот что, правда? В православных кругах принято хвалить русское искусство за литературщину его?
geidenn
26 май, 2017 14:01 (UTC)
Ого! Спасибо, я теперь хоть знаю как называется тот вид живописи, который я люблю. Это оказывается импрессионизм!..
mmekourdukova
26 май, 2017 14:08 (UTC)
Тогда, вероятно, МОЛОДОЙ импрессионизм оно называется. Ещё не скисший.
corey01
26 май, 2017 15:25 (UTC)
Спасибо! Многие Ваши наработки мне весьма полезны как точные аналогии происходящего в науке, которая, похоже, уверенно движется вслед за изобр. искусством (хоть и с запозданием; искусство, к человеку более близкое, видимо, выступает наиболее чутким отражением общественных процессов). Общий уровень приемлемого математического обоснования прикладных методов упал и продолжает падать у меня на глазах, следуя, видимо, той же логике реализм-прикладной импрессионизм-коммерческий импрессионизм.
mmekourdukova
26 май, 2017 17:47 (UTC)
Вне всякого сомнения, искусство является зеркалом самого быстрого реагирования. а иногда даже и локомотивом общественных процессов.

А что там с матобоснованием прикладных методов-то? какова была история его падения?
iraizkaira
26 май, 2017 16:59 (UTC)
Спасибо! Как всегда, очень интересно.
mmekourdukova
26 май, 2017 17:43 (UTC)
Как всегда, когда про христианское искусство :-)).
(без темы) - iraizkaira - 26 май, 2017 17:46 (UTC) - Развернуть
noctu_vigilus
26 май, 2017 18:27 (UTC)
Вот! Мне тоже так всегда казалось, что это импрессионизм, нагнавший советского человека в послесталинскую эпоху. А ведь еще это, наверное, и дико модным было - западная штука, которую запретить-то нельзя. Ну, то есть, наверное, пытались, конечно, но никакого преступления против социалистической морали советским импрессионистам вменить было нельзя, чай, не сюрреалисты и не абстракционисты, людей рисуют, рабочий класc, а не делирий.
noctu_vigilus
26 май, 2017 18:32 (UTC)
Да еще и Авторитет был из классиков - Левитан, урок патриотизма. нельзя было в общем придраться. В моем немного советском детстве меня ужасно бесила эта чрезвычайно распространенная манера - лиц не разобрать, какие-то пятна. Теперь всякий импрессионизм, если только он не про парижскую сень дерев, у меня с совком ассоциируется железно.

Edited at 2017-05-26 18:33 (UTC)
(без темы) - mmekourdukova - 26 май, 2017 19:10 (UTC) - Развернуть
(без темы) - mmekourdukova - 26 май, 2017 19:06 (UTC) - Развернуть
(без темы) - plynius_secund - 27 май, 2017 19:01 (UTC) - Развернуть
(без темы) - mmekourdukova - 27 май, 2017 21:00 (UTC) - Развернуть
alexeydm_ikn
26 май, 2017 19:00 (UTC)
в фотошопе есть раздел "художественные фильтры". в них есть раздел "маслянная живопись" со своими настройками. вот мне все эти картинки академического импрессионизма напоминают этот фотошоп один в один
mmekourdukova
26 май, 2017 19:12 (UTC)
Не.
Говно дешевое эти фильтры, я пробовала играть с фотографиями, фу.

Да и сделаны они, фильтровые алгоритмы тоись, с французских импрессионистов, а не с наших оттепельных этюдов.
(без темы) - alexeydm_ikn - 27 май, 2017 05:53 (UTC) - Развернуть
(без темы) - mmekourdukova - 27 май, 2017 08:34 (UTC) - Развернуть
gannota_i
26 май, 2017 20:09 (UTC)
Про игрушки-для-себя понравилось. На следующем этапе художник уже и играть сам не хочет, перепоручает это другим, тоже с вытекающими последствиями.

Красивые картинки, мне все нравятся.
mmekourdukova
26 май, 2017 20:20 (UTC)
Да. И "следующий этап" наступает довольно быстро и неизбежно.

Картинки потрясающе оттепельные. Вот поди ж ты, вроде пятна и пятна, а время очень конкретно торчит из них, и люди выглядывают. Как будто смотришь шестидесятую производственную драму-комедию или про Шурика.

(без темы) - gannota_i - 26 май, 2017 20:36 (UTC) - Развернуть
istarni
27 май, 2017 05:16 (UTC)
Спасибо.
„Вечер на Днепре“ и особенно „Стамбул“ прекрасны, на стенку бы повесила:) И цвет, и свет, и форма хорошо видна, у „Стамбула“ так вообще свет очень хороший, ясный. (Извиняюсь за тавтологию, но таки далеко не все художники умеют или любят ясный свет, а я его люблю…)
„Поле“ еще тоже хорошо. И „станция Байкал“.
С людьми, конечно, у стиля в принципе проблемы.
mmekourdukova
27 май, 2017 08:37 (UTC)
Да, люди там "смотрятся" только группами, густо намазанными на пейзаж :-)). И все же - Шурик и Девушка без адреса волшебно, волшебно узнаваемы!
mareicheva
27 май, 2017 09:11 (UTC)
"Тучков мост", "Вечер на Днепре" и "Кировский проспект" - очень нравятся.
"Поле" тоже хорошо, но я больше люблю городские пейзажи.
mmekourdukova
27 май, 2017 09:15 (UTC)
Это правильно. В городских и индустриальных пейзажах задачка сложнее. А чистая натура в импрессионизме так и норовит скатиться в абстрактный пэтчворк.
livejournal
27 май, 2017 16:50 (UTC)
О русском импрессионизме
Пользователь tito0107 сослался на вашу запись в своей записи «О русском импрессионизме» в контексте: [...] ночки любой анекдот. В Европе эта возможность уже приелась, а в России – только что открылась. [...]
virginian
10 июн, 2017 11:33 (UTC)

Однако, круто вы с академизмом разобрались. Так уж он не успел в России созреть? Очень спорное утверждение. И вообще, сто лет, это много или мало? Для России, так очень много.

Сейчас, кстати, наблюдается ренессанс академизма, выставки устраиваются, монографии как пирожки пекут, половина "стогов" вообще в запасники перекочевала.

mmekourdukova
10 июн, 2017 11:53 (UTC)
Стопудов не успел.

Там же в топике сказано, как я понимаю зрелый академизм -
- это когда вся художественная культура в целом (а не только отдельные гении) уже привычно работает в режиме предельного, почти фотографического сходства с натурой сетчаточным образом.

В России до революции этого совершенно однозначно не наблюдалось. Были целые школы стилистически полностью "средневековые", и целые школы, так сказать, исторического (не выделанного, а естественного) примитивизма.
(без темы) - virginian - 10 июн, 2017 12:06 (UTC) - Развернуть
(без темы) - mmekourdukova - 10 июн, 2017 12:29 (UTC) - Развернуть
(без темы) - virginian - 10 июн, 2017 14:12 (UTC) - Развернуть
(без темы) - mmekourdukova - 10 июн, 2017 14:40 (UTC) - Развернуть
(без темы) - virginian - 10 июн, 2017 14:55 (UTC) - Развернуть
( 41 комментарий — Оставить комментарий )

Profile

загадочная
mmekourdukova
mmekourdukova

Latest Month

Июль 2019
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   

Метки

Разработано LiveJournal.com