mmekourdukova (mmekourdukova) wrote,
mmekourdukova
mmekourdukova

Categories:

о маньеризме таком разном

Я ещё подумаю, как объяснить феномен, а пока просто фиксация для памяти –

Вот маньеризм-то наш, червь-паразит этот, в 16 в. поразивший христианское искусство с небывалой доселе мощью (напоминаю – маньеризм как разложение стиля, любого стиля, всегда возможен, чуть случится где застой и духовный тупик, сразу эта гниль нападает, но именно 16 в. знаменит маньеризмом par excellence, потому что накопленные к этому времени  стилистические сокровища христианства были очень уж, небывало! огромны) -

вот этот маньеризм 16 в., махровый жирно-мясистый цветок на пороге загнивания, – насколько по-разному он себя вел на Востоке и на Западе! (на Восток он, правда, пришел несколько позже, но душистей от этого не стал).








Западные маньеристы сосредоточивали свои неутомимые, навязчивые поиски наслаждений по большей части в области архитектуры, орнаментов, драпировок, пейзажных элементов, но сравнительно мало портили живопись личиков.





Сплошь и рядом можно встретить на одной и той же доске, кистей одного и того же автора (вот нам, например, Ян ван Дорнике из Королевских Музеев) – совершенно отвязные, задембелевавшие драпировки, мебеля, дворцы, как бы вышедшие из пьяно-сытого ночного кошемара, пухлую икру жемчугов, въевшееся повсюду золото – но при этом почти нормальные или даже совершенно нормальные руки, ноги и личики. Скромного рисунка, естественной лепки. Не отлизанные до металлического блеска, не вздувающиеся гладенькими пузырями в неожиданных местах, не уделанные до беспредела нарочитыми морщинами в ритмически подобранных пучках. Как будто сыто урчавший живописец, дойдя до лица человеческого, вдруг опомнился, устыдился и, продравши масляные глазки, снова посмотрел свежо, остро и трезво.

А на Востоке эта сытая сладость, эта неуёмная страсть вздувать, испещрять, вылизывать, крыть карамельным лаком проникла равно повсюду.





Личики пишутся так же, как всё остальное. Сладким жиром, плюшевой морщинкой, мелким жемчужком.
Без снисхождения.



И как оно началось в 16 в., так дальше и ехало. Не поправлялось.

(Ну то есть поправлялось, конечно, и даже поправилось вполне, но только в той живописи, которую Трубецкой-Флоренский-Успенский и иже с ними прозвали "неканонической", поэтому тут как-то даже негоже об этом говорить).


Я знаю, что этот тезис надо проиллюстрировать не двумя картинками, а двумя тысячами картинок, но мне лень. Кому занадобится, тот сходит и проверит.
Tags: азиаты мы, маньеризм, сложжное о ремесле
Subscribe

  • не Буриданов осёл, но вилка Мортона

    У меня есть в ленточке юзер, который (как мне кажется, за послушание) постит иконыкартиныиконы на каждый календарный день. Так как…

  • храм Августа и Ливии

    нырнув в свои архивы за ерундовиной, за осенней обрезкою городских бульваров, вспомнила, что я в своё время так и не показала вам города Вьена,…

  • Вандемьера десятого числа

    Ангелы Блошки подарили мне загадошную книгу. «Конкорданс двух эр, Французской и Григорианской». Содержит, как и сказано,…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 45 comments

  • не Буриданов осёл, но вилка Мортона

    У меня есть в ленточке юзер, который (как мне кажется, за послушание) постит иконыкартиныиконы на каждый календарный день. Так как…

  • храм Августа и Ливии

    нырнув в свои архивы за ерундовиной, за осенней обрезкою городских бульваров, вспомнила, что я в своё время так и не показала вам города Вьена,…

  • Вандемьера десятого числа

    Ангелы Блошки подарили мне загадошную книгу. «Конкорданс двух эр, Французской и Григорианской». Содержит, как и сказано,…