mmekourdukova (mmekourdukova) wrote,
mmekourdukova
mmekourdukova

Categories:
  • Mood:
  • Music:

киоты + вынос из каментов

Давно обещалась показать, какие киоты мне кажутся подходящими для икон моих писем, а также для некоторых других приятных моему глазу и душе икон (а каких? А таких, где живописи больше, чем золота, а маньеризма по возможности нет вовсе).





Понятно, что «традиционные» мебеля конца 19 в., особенно со вложенной в ящик под стекло золотобагетной рамой, нейдут сюда совсем. Я долго думала и вот что сочинила.



Киот-ящик остается, но никаких рам и багетов. Ящик как таковой вообще в идеале должен быть понезаметнее. Внутри уделываем его как бы обоями, вдумчиво подбирая их к иконе – по цвету, по рисунку и по текстуре. Вот тут у нас простенькая, но невероятно удачная по выражению личиков подокладная иконка от великого реставратора френдессы maitai1again
Она писана только двумя вохрами, чернилом и белилом, одежды вообще только намечены контурами, и поэтому я пустила на обои богатую и активную по цвету тряпочку, старенький китайский полушелк, который игрою пурпуров красного и синего как раз и восполнит цветовую скромность иконы.
Тряпочкой оклеиваются все четыре стенки-картонки, на дно тоже клеится тряпочка и тут – внимание, это важно – сама икона не просто тупо кладется на дно, но крепится на некотором отставе, чтобы она как бы висела невесомо внутри ящика, и были видны ее торцы.




Теперь стекло вставляется в самый простой, без профилей и наворотов, паз киота и затем приклеивается, как бы крышечкой, верхняя его стенка.



Готово.
А это для Спаса моих уже кистей попался мне готовый, как на заказ, ящик – из-под какой-то армейской начинки, замечательно грубый и состаренный, стиль лофт такой.



А внутрь я ему наклеила древний, пожелтевший до ивуарности хлопчатобумажный палампур.





И отстав сделала очень высокий. А стекло решила даже и вовсе не ставить! И так уж вышло торжественно.
И вот он на стенке.



И, чтобы два раза не вставать, обещанное - выношу из комментов  – в ответ на следующее:

Выскажу, наверное, крамольную мысль, но возможно в рамках поствизантийского периода жизни церквей, православная иконопись, в частности - у нас, какое-то время, действительно, существует несколько обособлено от всего остального. И, ведь, именно этот период остался у нас в истории "золотым" веком русской иконы, во время которого создаются лучшие произведения (действительно!) ЦЕРКОВНОГО искусства, и на которые теперь все пытаются быть похожими.. и потому - быть "каноническими". Такой.. облегченный путь к вершинам. :-)

- 1) Нет уж, обособленной от всего остального иконопись «у нас» не была никогда – вплоть до самой реконструкции православия в перестроечных условиях. Т.е. сюжеты-то были обособленные, да. Но ни стиль не был обособленным, ни художники особыми. Как мастера допетровских времен одной рукой красили иконы, а другой парсуны, знамена, стены жилых палат, мебель, оружие и детские игрушки, так и выпускники императорской  АХ делали то же самое. Обособленными от светской живописи (стилистически и «персонально») были не все иконописцы, а только низовая маргинальная их ветвь, дорогие старообрядческие подстаринщики и дешевые кустари-богомазы. Да и из них все, кто мог, выдирались наверх, осваивали продвинутую академическую стилистику – то есть обособленность их была материально и культурно вынужденной, а вовсе не «идейной», не «духовной».

Оглушительный обвал этой искусственной, рынком обусловленной обособленности, звонкую превентивную пощёчину Леониду Успенскому устроили в 1920-е годы палехские иконописцы, гуртом перейдя в не-иконописцы при самом бережном сохранении «иконописного» стиля.
Об обособленности и особости заговорили только через полвека, с просачиванием в СССР эмигрантского романтического «богословия иконы». Да даже и тогда это были только разговоры – а обособленности не было, иконописцами тогда становились художники академической выучки.

Обособленные от прочих художников иконописцы, все образование которых сводится к тренингу на воспроизведение более-менее средневековой стилистики ПО ИДЕЙНЫМ (ДУХОВНЫМ) ПРИЧИНАМ, а не по чисто культурно-экономической невозможности учиться иначе – это совершенно новое, в истории христианства небывалое племя.


- 2) То, что в русской культуре «золотой век иконописи»  стилистически определяется как ПОСТВИЗАНТИЙСКИЙ, т.е. относится к периоду разложения средневекового стиля, никак не может служить основанием для валоризации поствизантийской манеры. Я понимаю, что (рюсски народни пословиц) не по хорошу мил, а по милу хорош, но ведь маньеризм – он и есть маньеризм, где бы исторически и географически он ни локализовался.
И скорее уж стоило бы по поводу указанного факта задуматься, такое ли уж чистейшее золото этот наш «золотой век».
Tags: dali murochke tetrad, блошка плюшкина, колхозные будни, красивый шмудак, простой лайфхак, сложжное о ремесле, тряпочки
Subscribe

  • что такое, по-вашему, теолог или же богослов?

    Дорогая френдесса задала этот ребром-вопрос в каментах к ценному постингу о. Медведя. А у меня появился повод поделиться недавним впечатлением.…

  • Добрый сказочник

    (дорогой френд пробудил воспоминанья) С этим автором, я думаю, знаком каждый, миллионными тиражами, десятками переизданий, в каждом доме, в…

  • Соня Мармеладова как малохристианка

    Константин Леонтьев, как известно, Достоевского не слишком жаловал, и Сонечку Мармеладову лучом света в темном царстве не считал. Вот…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 58 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

  • что такое, по-вашему, теолог или же богослов?

    Дорогая френдесса задала этот ребром-вопрос в каментах к ценному постингу о. Медведя. А у меня появился повод поделиться недавним впечатлением.…

  • Добрый сказочник

    (дорогой френд пробудил воспоминанья) С этим автором, я думаю, знаком каждый, миллионными тиражами, десятками переизданий, в каждом доме, в…

  • Соня Мармеладова как малохристианка

    Константин Леонтьев, как известно, Достоевского не слишком жаловал, и Сонечку Мармеладову лучом света в темном царстве не считал. Вот…