mmekourdukova (mmekourdukova) wrote,
mmekourdukova
mmekourdukova

Categories:

исходники и списки, кокотки и гимназистки

Благодаря уважаемой френдессе, у меня есть возможность показать вам ещё одно наглядное пособие про скрипку и фортопьян.
Вот такие антикварные фарфоровые головки, первая – русская фабрики Журавлева-и-Кочешкова, две следующие – из Лиможа.










Понятно, кто у кого слизывал, да?

Теперь смотрим внимательно, как обошелся со своими французскими исходными образцами русский левша. Тут только на первый взгляд имеется сходство - и черт, и приёмов лепки, хотя выражение личика попроще. Нееееет! Тут сама форма, сам подход к лепке лица человеческого другой, другого уровня.

Несмотря на то, что в этом промысле и в России, и во Франции работали, конечно же, скульпторы всего лишь второ- и третьеразрядные – ясно видно, что лицо Журавлевской куклы вылеплено  в средневековой, я бы сказала даже – в до-византийской традиции, в то время как лица Лимузинок сделаны ваятелем академической традиции.


Лицо этой Журавлевки, в сущности, плоское. Как тарелка, на которой аккуратно разложены и гладко к ней прилизаны разновидные холмики: щеки, нос, губы и пр. Лица Лимузинок, так сказать, насквозь объёмны, их общая форма плавно и без запинки круглится от центральной оси к ушам, и  черты лица, втекая в основной объём и вытекая из него, не мешают ему круглиться.

Посмотрим на подбородок. У Журавлевки он тупо-овальный, очерченный циркулем, и столь же геометрически-правильно сформован - будто в суповой мисочке. У Лимузинок – никакого циркуля! Подбородкам придан, в том и в другом случае, акцент, пунктик, характер.

Смотрим на форму щек повыше и пониже углов рта. У Журавлевки щёчка вздута кверху и книзу совершенно симметрично, а у Лимузинок и направление вздутия, и его выраженность совершенно разные кверху и книзу от ротиков. И щечки у них направлены к переносице, логически связаны с нею, а у Журавлевки  они к носу не имеют никакого отношения, просто гладенько примазаны к плоскому блину-основе.

Глазки смотрим, разрез глаз то есть. У Лимузинок: 1) верхнее веко выгнуто больше нижнего, 2) наиболее выпуклая точка верхнего века чуть сдвинута от его середины, 3) внутренние углы глаз ближе к зрителю, а височные уходят в глубину, 4) имеются подглазья, изящные дужки, отходящие от слезника  и теряющиеся на щечках. Если посмотреть на глазик отдельно, то сразу ясно, правый он или левый. У Журавлёвки глаза, т.е. каждый глаз, - симметричны! отдельно взятые, они не опознаются как правый-левый. Подглазий, т.е. связи со щекою, нет. Внутренний и наружный угол лежат в одной плоскости. Верхнее и нижнее веко – симметричные фестончики (фестонный бес  переночевал, ага).

Как, впрочем, и во всем остальном переночевал – и в щечках, и в подбородке, и в бровках. Исходные лиможские модели везде, в каждой черте, искажены именно в эту (предсказуемую) сторону – опошляющего, нивелирующего упрощения. Абатардиссмана, как говорим мы, франкофоны.

Меня, собственно, почему тема волнует – это очень наглядный пример бессознательных, хотя и полностью предсказуемых, изменений, которые вносит некультурная рука и некультурный глаз во всё, что они пытаются скопировать.
Хочу сказать, именно так, согласно показанному здесь принципу, и «копировались» поствизантийскими иконописцами византийские иконы.
Tags: beauté humaine, метаморфозы, сложжное о ремесле
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 32 comments