?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Благодаря уважаемой френдессе, у меня есть возможность показать вам ещё одно наглядное пособие про скрипку и фортопьян.
Вот такие антикварные фарфоровые головки, первая – русская фабрики Журавлева-и-Кочешкова, две следующие – из Лиможа.










Понятно, кто у кого слизывал, да?

Теперь смотрим внимательно, как обошелся со своими французскими исходными образцами русский левша. Тут только на первый взгляд имеется сходство - и черт, и приёмов лепки, хотя выражение личика попроще. Нееееет! Тут сама форма, сам подход к лепке лица человеческого другой, другого уровня.

Несмотря на то, что в этом промысле и в России, и во Франции работали, конечно же, скульпторы всего лишь второ- и третьеразрядные – ясно видно, что лицо Журавлевской куклы вылеплено  в средневековой, я бы сказала даже – в до-византийской традиции, в то время как лица Лимузинок сделаны ваятелем академической традиции.


Лицо этой Журавлевки, в сущности, плоское. Как тарелка, на которой аккуратно разложены и гладко к ней прилизаны разновидные холмики: щеки, нос, губы и пр. Лица Лимузинок, так сказать, насквозь объёмны, их общая форма плавно и без запинки круглится от центральной оси к ушам, и  черты лица, втекая в основной объём и вытекая из него, не мешают ему круглиться.

Посмотрим на подбородок. У Журавлевки он тупо-овальный, очерченный циркулем, и столь же геометрически-правильно сформован - будто в суповой мисочке. У Лимузинок – никакого циркуля! Подбородкам придан, в том и в другом случае, акцент, пунктик, характер.

Смотрим на форму щек повыше и пониже углов рта. У Журавлевки щёчка вздута кверху и книзу совершенно симметрично, а у Лимузинок и направление вздутия, и его выраженность совершенно разные кверху и книзу от ротиков. И щечки у них направлены к переносице, логически связаны с нею, а у Журавлевки  они к носу не имеют никакого отношения, просто гладенько примазаны к плоскому блину-основе.

Глазки смотрим, разрез глаз то есть. У Лимузинок: 1) верхнее веко выгнуто больше нижнего, 2) наиболее выпуклая точка верхнего века чуть сдвинута от его середины, 3) внутренние углы глаз ближе к зрителю, а височные уходят в глубину, 4) имеются подглазья, изящные дужки, отходящие от слезника  и теряющиеся на щечках. Если посмотреть на глазик отдельно, то сразу ясно, правый он или левый. У Журавлёвки глаза, т.е. каждый глаз, - симметричны! отдельно взятые, они не опознаются как правый-левый. Подглазий, т.е. связи со щекою, нет. Внутренний и наружный угол лежат в одной плоскости. Верхнее и нижнее веко – симметричные фестончики (фестонный бес  переночевал, ага).

Как, впрочем, и во всем остальном переночевал – и в щечках, и в подбородке, и в бровках. Исходные лиможские модели везде, в каждой черте, искажены именно в эту (предсказуемую) сторону – опошляющего, нивелирующего упрощения. Абатардиссмана, как говорим мы, франкофоны.

Меня, собственно, почему тема волнует – это очень наглядный пример бессознательных, хотя и полностью предсказуемых, изменений, которые вносит некультурная рука и некультурный глаз во всё, что они пытаются скопировать.
Хочу сказать, именно так, согласно показанному здесь принципу, и «копировались» поствизантийскими иконописцами византийские иконы.

Comments

( 32 комментария — Оставить комментарий )
aisulu
26 июл, 2017 15:59 (UTC)
Наблюдение любопытное.
Со щеками согласна, а вот с глазами я не была столь категорична...
Но интересно.
mmekourdukova
26 июл, 2017 16:56 (UTC)
"с глазами я не была столь категорична" - ой. А без глаз?!
gannota_i
26 июл, 2017 16:22 (UTC)

Попыталась представить кукольника, защищающегося знаменитым "как на образце"..

mmekourdukova
26 июл, 2017 16:56 (UTC)
Да вряд ли ему приходилось защищаться.
skeily_ramires
26 июл, 2017 16:26 (UTC)
Если посмотреть на глазик отдельно, то сразу ясно, правый он или левый. У Журавлёвки глаза, т.е. каждый глаз, - симметричны!

Вот когда вы сказали - очевидно, а пока не скажут, смотришь и думаешь - лыжи не едут, или я долбанутая? Почему от этого личика у меня оторопь такая?
iraizkaira
26 июл, 2017 16:41 (UTC)
Два подряд ваших коммента прочла (второй в с. трансл), и с обоими соглашусь.
Прямо завидуешь глазу художника, который так может видеть.
(без темы) - mmekourdukova - 27 июл, 2017 07:00 (UTC) - Развернуть
(без темы) - iraizkaira - 27 июл, 2017 07:19 (UTC) - Развернуть
(без темы) - mmekourdukova - 27 июл, 2017 07:56 (UTC) - Развернуть
(без темы) - iraizkaira - 27 июл, 2017 07:56 (UTC) - Развернуть
(без темы) - mmekourdukova - 26 июл, 2017 17:02 (UTC) - Развернуть
corey01
26 июл, 2017 17:49 (UTC)
У меня первая моментально распозналась как в доску своя, а вторая и третья - как иностранки. Поэтому и первая реакция - они у нас копировали. Забавно, конечно, как эта технология безусловных культурных рефлексов работает. И страшновато.

Потребовался второй и третий просмотр, чтобы увидеть Вами описываемое. И всё равно первая нравится.
mmekourdukova
26 июл, 2017 19:01 (UTC)
технология безусловных культурных рефлексов
Вот!!
Что моё, то и добро. А в чужой деревне все девки растрёпы :-)).

Не исключено, что первая нравится ещё и потому, что она как бы гимназистка, а не кокотка. Кокотка не получилась, как мы ни старались :-)).

zuzlishka
26 июл, 2017 21:39 (UTC)
Mood, music , location - всегда восхитительно.
А личики такие кукольные мне всегда хотелось шмякнуть, простите великодушно, я с детства психическая.
mmekourdukova
26 июл, 2017 21:42 (UTC)
:-))

А какие не хотелось?

Или Вы вообще не любили кукол никаких?
(без темы) - zuzlishka - 26 июл, 2017 22:38 (UTC) - Развернуть
(без темы) - mmekourdukova - 27 июл, 2017 06:57 (UTC) - Развернуть
(без темы) - zuzlishka - 27 июл, 2017 12:25 (UTC) - Развернуть
(без темы) - mmekourdukova - 27 июл, 2017 15:39 (UTC) - Развернуть
volchik_lamyra
26 июл, 2017 23:59 (UTC)
Тоже подумала, что французские куколки более живые, и не понимала, почему
mmekourdukova
27 июл, 2017 06:58 (UTC)
Почему-почему! от гуманизма христианского более продвинутого. С чего бы ещё?
pepe_paella
27 июл, 2017 07:57 (UTC)
интересно как)))))))
я так рассуждать умею только про миниатюрные домики/мебель, всякое условно "неодушевленное", а когда смотрела на кукол даже с профессиональной, скажем так, точки зрения, все равно как-то стопорилась, т.е интуитивно то что-то сразу привлекает внимание, а что-то кажется условно топорным, но объяснить, почему именно, не представляется возможным вообще))
Вы выше очень здорово сказали еще про кокотку и гимназистку!))
mmekourdukova
27 июл, 2017 08:01 (UTC)
Когда годами, годами исправляешь в студенческих головах (в смысле в головах кистей студенческих) совершенно то же самое, тут научишься объяснять.

Всей разницы - что журавлевский автор целится и не попадает в кокотку, а иконописный стюдент целится - и тоже не попадает - в святость.

Edited at 2017-07-27 08:02 (UTC)
(без темы) - pepe_paella - 27 июл, 2017 08:13 (UTC) - Развернуть
(без темы) - mmekourdukova - 27 июл, 2017 08:33 (UTC) - Развернуть
(без темы) - multi_me - 27 июл, 2017 20:18 (UTC) - Развернуть
(без темы) - mmekourdukova - 27 июл, 2017 21:53 (UTC) - Развернуть
zuzlishka
27 июл, 2017 12:59 (UTC)
Вспомнила, у меня была кукла с папьемашевой головой и остальным тряпичным. То есть голову легко было отделить и выпотрошить тушку. Голову я хранила отдельно, как королева Марго любовничью. Вот у нее был полуоткрытый ротик, как у японской секскуклы, я туда засовывала бумажки. Это был мой Голем.
mmekourdukova
27 июл, 2017 15:31 (UTC)
А я как раз вчера подобрала на Блошке деревянную расписную голову традиционной индонезийской куклы. Большую, с два кулака этак. Буду ее хранить отдельно, как любовничью. Как Изабелла Лоренцо.

Голем, однако... и с какого возраста Вам был известен этот герой детской сказки?!

(без темы) - zuzlishka - 27 июл, 2017 16:07 (UTC) - Развернуть
( 32 комментария — Оставить комментарий )

Profile

загадочная
mmekourdukova
mmekourdukova

Latest Month

Октябрь 2019
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

Метки

Разработано LiveJournal.com