mmekourdukova (mmekourdukova) wrote,
mmekourdukova
mmekourdukova

Category:

ещё раз о принципиальном различии иконы и картины

За наводку спасибо френду tito0107.

Зам. директора по науке Института мировой культуры МГУ, основатель и директор Научного Центра восточнохристианской культуры, историк искусства и византолог А. М. Лидов православно и очень скрепно шевелит извилинами по радио:

«Надо сказать, что это принципиальное различие иконы и религиозной картины на уровне живого чувства осознавалось очень рано. Я очень люблю пример, связанный с Италией XV века. Это Кватроченто, расцвет новой живописи, преимущественно религиозной, кстати, во Флоренции и в других итальянских городах. Это малоизвестный факт. В то время итальянцы закупают тысячи греческих икон. То есть в Италии эпохи Кватроченто существует огромный рынок на, как бы мы сейчас сказали, византийские иконы. Мы это знаем точно, поскольку до нас дошли контракты. Этим бизнесом, как бы мы сейчас сказали, занимались венецианцы. И в венецианских архивах сохранились контракты. Например, один, который я читал, состоит в том, что в одной только иконописной мастерской на Крите венецианцы заказали 700 икон, которые должны были быть изготовлены за 40 дней.

Д.И.: А сколько было иконописцев?

А.Л.: Сколько было иконописцев в мастерской, мы не знаем, но сколько бы ни было, понятен масштаб. Это же один из многих контрактов. То есть уже в
XV веке на Западе, в эпоху такого цветущего Ренессанса. Повторяю, в XV веке это была преимущественно религиозная живопись. Итальянцы к тому времени уже поняли, что вот это bella arte, то есть прекрасное искусство, которым они восхищаются, которое они обсуждают. И это искусство было предметом общественной жизни, его обсуждали все, включая и торговцев и ремесленников, на базарных площадях. То есть во Флоренции XV века это была неотъемлемая часть общественной жизни – великие мастера, прославляемые, легендарные и так далее. Но одновременно они понимали, что есть образы, на которые надо молиться.

Б.Д.: И это совершенно другое.

А.Л.: И это совершенно другое, потому что одно – искусство, а другое – образ-посредник.
"

Источник (христианину, которому дорого целомудрие, туда лучше не ходить, остальное там ещё страшнее, я предупредила).


Вот такой лидов через пятьсот лет найдет современные накладные свечных ларей и увидит, в каких количествах закупались картонные репродукции икон.
И скажет, что вот, мож, и была у них (у нас) ещё какая-то живопись - Рублёв (который теперь не Рублёв) в музэях, арх. Зинон какой-то или Минская школа иконописи в новоукрашаемых храмах, но это всё бесдуховная мишура и - фуй! - прекрасное искусство, от одного слова тошнит.


Но одновременно люди понимали, что есть образы, на которые надо молиться!

И накладной на софринские фольговые картонки победно трясти будет.
Tags: в греции всё есть, искусствоведы, ликбез, туртоом
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 71 comments