?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

За наводку спасибо френду tito0107.

Зам. директора по науке Института мировой культуры МГУ, основатель и директор Научного Центра восточнохристианской культуры, историк искусства и византолог А. М. Лидов православно и очень скрепно шевелит извилинами по радио:

«Надо сказать, что это принципиальное различие иконы и религиозной картины на уровне живого чувства осознавалось очень рано. Я очень люблю пример, связанный с Италией XV века. Это Кватроченто, расцвет новой живописи, преимущественно религиозной, кстати, во Флоренции и в других итальянских городах. Это малоизвестный факт. В то время итальянцы закупают тысячи греческих икон. То есть в Италии эпохи Кватроченто существует огромный рынок на, как бы мы сейчас сказали, византийские иконы. Мы это знаем точно, поскольку до нас дошли контракты. Этим бизнесом, как бы мы сейчас сказали, занимались венецианцы. И в венецианских архивах сохранились контракты. Например, один, который я читал, состоит в том, что в одной только иконописной мастерской на Крите венецианцы заказали 700 икон, которые должны были быть изготовлены за 40 дней.

Д.И.: А сколько было иконописцев?

А.Л.: Сколько было иконописцев в мастерской, мы не знаем, но сколько бы ни было, понятен масштаб. Это же один из многих контрактов. То есть уже в
XV веке на Западе, в эпоху такого цветущего Ренессанса. Повторяю, в XV веке это была преимущественно религиозная живопись. Итальянцы к тому времени уже поняли, что вот это bella arte, то есть прекрасное искусство, которым они восхищаются, которое они обсуждают. И это искусство было предметом общественной жизни, его обсуждали все, включая и торговцев и ремесленников, на базарных площадях. То есть во Флоренции XV века это была неотъемлемая часть общественной жизни – великие мастера, прославляемые, легендарные и так далее. Но одновременно они понимали, что есть образы, на которые надо молиться.

Б.Д.: И это совершенно другое.

А.Л.: И это совершенно другое, потому что одно – искусство, а другое – образ-посредник.
"

Источник (христианину, которому дорого целомудрие, туда лучше не ходить, остальное там ещё страшнее, я предупредила).


Вот такой лидов через пятьсот лет найдет современные накладные свечных ларей и увидит, в каких количествах закупались картонные репродукции икон.
И скажет, что вот, мож, и была у них (у нас) ещё какая-то живопись - Рублёв (который теперь не Рублёв) в музэях, арх. Зинон какой-то или Минская школа иконописи в новоукрашаемых храмах, но это всё бесдуховная мишура и - фуй! - прекрасное искусство, от одного слова тошнит.


Но одновременно люди понимали, что есть образы, на которые надо молиться!

И накладной на софринские фольговые картонки победно трясти будет.

Comments

( 71 комментарий — Оставить комментарий )
serajaptacha
5 авг, 2017 11:39 (UTC)
накладной на софринские картонки
Ой, чета ржу))) Отличная аналогия!
mmekourdukova
5 авг, 2017 11:45 (UTC)
Re: накладной на софринские картонки
Очевидная.

Вот что, какой компост должен быть в голове, чтобы такое нести? и это ведь у него не случайный вы..., как случается в прямом эфире с кем угодно, а выношенная мысль, любимая.
gannota_i
5 авг, 2017 11:50 (UTC)

..и решила не смотреть остальной текстъ.

Немного интересно, какое место в иерархии заняли одиночные иконописцы, но совсем немного, с этой неразгаданной тайной могу и дальше жить.

П.С. В ленте на днях мелькнуло - кто-то ездил в Грецию и посетил _иконописный_завод_, где за ночь бригада может вызолотить иконостас полностью, и пишется всё с нереальной скоростью, но строго по утверждённым образцам. Вручную. Не сказать, что это всё плохо, но тоже ж ведь не о развитии искусства речь - по горизонтали движение.

mmekourdukova
5 авг, 2017 12:04 (UTC)
Так в Китае всяко ещё лучше сумеют. Вручную.

Лет десять назад дьякон один здешний рассказывал, как ему довелось повидать на Афоне такую фабрику-кухню. По секундомеру - за минуту там или за три, уж не помню, рисовали на досочке хоть Казанску, хоть Владимирску.

Нарисуют, ухнут, сорок раз отожмутся на косточках, и опять за работу.
(без темы) - gannota_i - 5 авг, 2017 17:50 (UTC) - Развернуть
(без темы) - mmekourdukova - 5 авг, 2017 18:09 (UTC) - Развернуть
(без темы) - gannota_i - 5 авг, 2017 18:45 (UTC) - Развернуть
(без темы) - mmekourdukova - 5 авг, 2017 20:22 (UTC) - Развернуть
(без темы) - gannota_i - 5 авг, 2017 20:51 (UTC) - Развернуть
1. - lesnnik - 6 авг, 2017 14:17 (UTC) - Развернуть
Re: 1. - mmekourdukova - 6 авг, 2017 14:48 (UTC) - Развернуть
(без темы) - gannota_i - 6 авг, 2017 18:12 (UTC) - Развернуть
(без темы) - lesnnik - 6 авг, 2017 22:17 (UTC) - Развернуть
(без темы) - mmekourdukova - 6 авг, 2017 14:59 (UTC) - Развернуть
iraizkaira
5 авг, 2017 12:24 (UTC)
А уж китайские джоконды на магнитиках куда джокондистее Леонардо, который и техники такой - с магнитиками - не знал. И заказов у него столько не было, к гадалке не ходи.
mmekourdukova
5 авг, 2017 12:37 (UTC)
до конца, до конца додумываем
В сущности, всё китайское - самое лучшее.
morreth
5 авг, 2017 16:21 (UTC)
Неуклонное "Шо***ля" вызывают у меня такие речи.
mmekourdukova
5 авг, 2017 16:34 (UTC)
Собсна, именно так и следует читать между строк мою вежливую аналогию.
erundelle
5 авг, 2017 23:04 (UTC)
Грузите апельсины бочках
Оптовые поставки духовности. Надежные, проверенные посредники! Только у нас!
mmekourdukova
6 авг, 2017 07:43 (UTC)
Re: Грузите апельсины бочках
И пусть они там хоть заобсуждаюццо в общественной жизни это своё искусство бельарте. Вот мы свою духовность, на которую надо молиться, не судим и не судимы есьмы.
(без темы) - gannota_i - 6 авг, 2017 18:16 (UTC) - Развернуть
lesnnik
7 авг, 2017 06:36 (UTC)
Критские и Софринские.
"Но одновременно люди понимали, что есть образы, на которые надо молиться!

И накладной на софринские фольговые картонки победно трясти будет."

Мне кажется, что не совсем корректно проводить прямую аналогию между критской иконой 16 в. и современной софринской. Она, наверно, есть в коммерческом плане (где, все же, нужно учитывать и возможных посредников "бизнесменов", владельцев мастерских и т.д.), но уровни работы на фоне эпох, мне кажется, совсем несопоставимы.
Для примера подборка нескольких итало-критских икон из Штернбергского дворца у Вашего френда tito0107 http://tito0107.livejournal.com/484714.html
Разве плохи иконы? Можно ли их назвать третьесортными для Венеции? Если, все-таки "Да", то хотелось бы увидеть какую иконопись Вы считаете, так сказать, высшим "сортом" для Европы тех времен?

И еще, о намеке на якобы "Указку": "понимали, что есть образы, на которые НАДО молиться". ;))

Для определения икон более удачных для молитвы, думаю, даже не нужно что-то знать, это всегда можно почувствовать во время самих молитв. Ведь, тот же Лидов определяет отличие иконы от картины тем, что икона стоит на границе пространств небесного и земного, тогда как картина всегда лишена этого измерения. Молитвой (т.е. обращением из этого мира к Тому) такие вещи, по определению, проверяются лучше всего.

Edited at 2017-08-07 06:38 (UTC)
mmekourdukova
7 авг, 2017 08:12 (UTC)
Re: Критские и Софринские.
Разумеется, моя аналогия имела в виду коммерческий план - потому что другого в лидовском примере и нет :-)). Вот тот факт, что Вы недовольны сопоставлением Софринской макулатуры с поствизантийским греческим товаром ручной выделки, как раз и говорит (ещё раз, для непонятливых), что выводить духовность из количества закупок - демагогический финт для идиотов.

Иконы по ссылке, как легко понять, - эксклюзивные, а не оптовые заказы, и все эти иконы стилистически находятся между Востоком и Западом. То есть, называя вещи своими именами, их стиль изо всех сил пытается дотянуться до западного. И чем более критский богомаз преуспевал в этом дотягивании, тем больше у него было надежды выбиться в художника-молитвенника из состояния конвейерного раба, чей продукт считали на сотни.

и

Я жду ВАШЕГО определения иконы, а не повторения ещё одной пошлости того же Лидова.

illusoryshadow
7 авг, 2017 18:39 (UTC)
Кстати, Лидов ещё и записал Сильвестра Сиропула, противника унии, в низкопоклонника перед Западом.

Что не отменяет того, что попечением Лидова издали действительно хорошие книги, обобщающие материал по византийским мощам на Руси, по службам при реликвариях, кажется, и т.п.
mmekourdukova
7 авг, 2017 19:13 (UTC)
1. В этом радиоразговоре всяческих "ещё и" столько, что с трудом можно найти просветы :-)).
Кто такой Сиропулос, разумеется, понятно уж из его выступления по поводу якобы неузнанных им святых - а партизаном Унии Лидов сделал его только для придания, ткскзать, объективности и нелицеприятности его свидетельству.

2. Обобщающие? Или просто собирающие до кучки?
(без темы) - illusoryshadow - 7 авг, 2017 20:48 (UTC) - Развернуть
(без темы) - mmekourdukova - 7 авг, 2017 21:03 (UTC) - Развернуть
korolev_dweller
23 май, 2018 16:14 (UTC)
А с Вашей точки зрения, почему критская иконопись оказалась такой консервативной, не превратилась в "настоящую" живопись как в Италии?

Тут сыграли роль вкусы итальянцев (от критян ожидали именно греческого искусства), или экономические факторы (нужно было "гнать вал", не до изменений), или экономика?
mmekourdukova
23 май, 2018 16:41 (UTC)
всё правильно
Ровно потому же, почему консервативными оказались - несколько позже - Палех или Мстёра :-)).

Высокую академическую школу вот так с кондачка родить было невозможно, жрать же было нужно, а валовая продукция хорошо продавалась, хотя и за копейки. Не успели оглянуться, как родился бренд, из которого выступать уже было невозможно: "настоящий критский пошиб" покупали, а недоитальянскую, с которой к тому же больше мороки и творческих усилий, - поди продай. Выламывались из системы только единицы.
( 71 комментарий — Оставить комментарий )

Profile

загадочная
mmekourdukova
mmekourdukova

Latest Month

Ноябрь 2019
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

Метки

Разработано LiveJournal.com