mmekourdukova (mmekourdukova) wrote,
mmekourdukova
mmekourdukova

Categories:

как нам порвать с блудом



(интересно, что и святой малоизвестный, и икон его средневековых не имеется, т.е. не был достаточно популярен.
А ведь какой важный, какой архиважный пункт брани духовной он собою олицетворил!
Нестыковка. Случайная, надо полагать.)


Вот Медведь под замком и по-английски правильно пишет - с тех пор как человечество христианский мир а)обзавелся доступной и качественной контрацепцией, б) сделался способен прокормить и воспитать даже и таких детей, за которых никакой конкретный трудоспособный мужчина не принял на себя ответственности и в) – добавлю от себя, поскольку Медведю в силу культурной инерции оно невдомек – квартирный вопрос решается всё успешнее – с этих (недавних) пор уж нет более тех ограничений для блуда, которые можно назвать естественными.


И теперь, собственно, что у нас осталось?
Только заповедь «не прелюбодействуй» и институт брака (венчанного или "признаваемого Церковью"), помогающий населению определять, прелюбодействует оно или нет.

Т.е. по идее, по замыслу – помогающий. По принципу «Four legs good, two legs better«Брак – хорошо, блуд – плохо». Но. Этого разве слепой не заметит, что брак-то, концепция брака, с некоторых пор, тоже не очень давних, претерпела глубокое переосмысление. Прежняя причинно-следственная связь выглядела так – «я сплю с ним/с ней, потому что мы состоим в браке», а теперь, как легко заметить, - всё ровно наоборот. Брак, вместо того чтобы быть причиной и основанием сожительства, постепенно сделался производной и следствием сожительства. Вторичным, очень вторичным следствием. Он не является более ни условием допуска, скажем так, к ложу любви, ни обязательством оставаться на этом ложе, если любовь его покинет. Такое удобное учреждение, такое удобное с виду здание под названием «брак» оказалось фактически открытым и на входе, и на выходе.

Что это означает на практике. А то, что сожительство влюбленных молодых (или немолодых) людей, чей брак по каким-то причинам не может быть заключен вот прямо сегодня, - отнюдь не делает их блудниками в глазах соприхожан. От слова «совсем». Даже если им, для дисциплинки, откажут в доступе к Причастию, - всё равно никто не будет смотреть на них как на блудников. То же самое – и «на выходе», т.е. при разводе. Кто сейчас видит в разводящихся или разведенных супругах блудников или «освободивших свою половину для блуда»? Да ничего подобного, мы в них видим промахнувшихся, не оправдавших надежд, неудачников, глупцов и прочая (вариаций может быть море), но только не блудников. А всего сто лет назад блуд был, вернее, считался, стопроцентно необходимым сопутником развода. Либо как его основание, либо как его цель.
Принимая это всё во внимание – а вернее, не закрывая на это глаз – нельзя не признать поразительным тот факт, что брак ещё существует вообще. В смысле – существуют пары, связанные непринужденной взаимной верностью в течение многих лет и даже всей жизни.

Но это всё была прелюдия. Подведем ей итог: естественных ограничителей блуда больше нет, а брак сегодня – лишь производная от факта и/или желания физической близости, нечто такое, что возникает или аннулируется совершенно произвольно (вопрос лишь  времени, денег и трудозатрат, больших или маленьких).

То есть фактически остается только заповедь. Одна только заповедь, а налипшие на ней социально-культурные полипы отваливаются, уже отвалились, на наших глазах.

И вопрос у меня! Понятно, что Церковь хранит эту заповедь. В смысле текст заповеди. Хранит. Но текст текстом, а что ещё такого есть, или должно быть, в Церкви, чтобы помочь исполнить требование? Понятно, что рецепт прп. Иоанна Многострадального (зарыться в землю по самые подмышки) можно порекомендовать всегда и всем. Но вот поди ж ты – среди моих знакомых есть множество счастливых супружеских пар, есть и порядочное количество безбрачных (формально = фактически) граждан, и никто из них не побеждал блудного беса таким радикально-победоносным способом. Вероятно, есть ещё что-то, да? какой-то секретный кунштюк?


(тут для саспенса повешу ещё одну старинную, даже ещё более старинную картиночку в тему: )





Я думаю, что да, есть. Единственным действенным способом борьбы с блудом в настоящих условиях является гуманизация, вернее, дальнейшая гуманизация Церкви. Грубо выражаясь, воспитание личности, чей уровень чувствительности и требовательности к себе и к другим был бы возможно более высок. И обеспечивал бы через то а) должную разборчивость на этапе вступления в  брак, ну то есть в близость и б) должное сочувствие (со-чувствие, умение влезть в шкуру, ага) к партнеру на этапе совместной с ним, с ней, жизни.

Угу, я знаю, что способ без гарантий, не то что самозарытие в землю. Угу, я знаю, что геморройно хлопотно и долго.

Но других-то средств уже все равно нет. Кончились, сдулись. Сколько же можно было их доить и закручивать, пора и честь знать.
Не все же только текст заповеди хранить.
Tags: параблагочестивые размышления, парни-девки
Subscribe

  • я не помню, Годива...

    Не странно ли! не парадокс ли! Вся история подвига леди Годивы - о том, что ей было крайне против шерсти являться публично нагишом, и о том, что её…

  • о том, кто и как написал труд Иеремии Дрекселя

    Тётя Вика жжот. Забираю сюда. «Илиотропион» ( греч. Ηλιοτροπϊον —…

  • Об Искусстве Родов

    Для привлечения внимания повешу красивое. Этой-то книги у меня как раз нет, а зато у меня есть, скажем так, Большой Жан-Луи Бодлок (и…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 102 comments

  • я не помню, Годива...

    Не странно ли! не парадокс ли! Вся история подвига леди Годивы - о том, что ей было крайне против шерсти являться публично нагишом, и о том, что её…

  • о том, кто и как написал труд Иеремии Дрекселя

    Тётя Вика жжот. Забираю сюда. «Илиотропион» ( греч. Ηλιοτροπϊον —…

  • Об Искусстве Родов

    Для привлечения внимания повешу красивое. Этой-то книги у меня как раз нет, а зато у меня есть, скажем так, Большой Жан-Луи Бодлок (и…