mmekourdukova (mmekourdukova) wrote,
mmekourdukova
mmekourdukova

Category:
  • Mood:
  • Music:

про Салоники помимо фресок и мозаик

В Фессалониках мы прожили три дня четыре ночи, я их успела рассмотреть и неполюбить. Поэтому первой картинкой поставлю котиков, а всё остальное спрячу.



Большой и на редкость безобразный и неуютный город, собственно, и не город даже в европейском смысле слова (ну, чтобы от Площади с Собором и Думой и Памятниками знатным гражданам во все стороны расходились красота, порядок и просвещение). А так, хаотическое скопление жилищ и инфраструктурных объектов. Без метро и других подземок.






Да, попытки устроить что-то такое, сымитировать Город, имеются. Да, попадаются там и сям скверики и статуи, фонтаны и портики, но они только-вчерашние, они сильно новодельные и какие-то дешево халтурные, вот в чем беда-то.
Глаз положить положительно не на что. Кроме моря. Впрочем, бледненького и лишенного всякого запаха.














Очень сильно бросается в глаза то, что храмы-соборы, вот эти тысяче- и полуторатысячелетние знаменитые все, к городу не имеют никакого отношения, не влияют на него никак, вот тут пустырь с дохлыми и полуживыми кошками, тут джунгли бетонных трущоб, а промежду них воткнута знаменитая базилика.

Дадад, я понимаю про тут типа земное, а там жэ Небесное. Я даже спрашиваю себя – а уж не нарочно ли это? Не программно ли? Типа они и могли бы, но не хотят. А пущай трущобы – они же все равно не Небесное, сколько бы ни топорщились.




Тем не менее мне было неприютно и тревожно, бестолково и некрасиво. И даже непонятно, где хуже – в совершенно непуганной нагорной стороне, куда и автомобиль не во всякий переулок проехать сможет, или ближе к центру, где массовое наглое безобразие почерневших многоэтажек не смягчается никакой зеленью, кривым балкончиком или хотя бы индивидуальным бедненьким безобразием отдельных частных фасадов.

Ну да, в центре безобразие иногда смягчается отдельными доходными домами конца 19 в., взор мой всегда бросался к ним как жаждущий путникъ в пустыне, но ах! эта эклектика и ар-нуво всегда бывали такой седьмой водой на киселе от высоких образцов стиля, что путник, облизывая шершавые губы, разочарованно отходил от мелкой мутной лужицы.

А кроме того – у них там наскальная живопись (она по-русски, кажется, граффити называется?) не щадит и вот этих отдельных украшений города.




(У нас её место – в индустриальной зоне, в кварталах социального жилья, в туннелях, на брандмауэрах и прочих местах, которым нечего терять. В приличном месте города, будь то на муниципальном или частном доме, граффити строго преследуются как хулиганство. Лет пять назад какие-то с. дети прошлись ночью с баллончиком по стенам нескольких домов на нашей улице, наскоро, и ничего нецензурного, просто слегка загадили безупречные фасады начала прошлого века. Владельцы не успели схватиться за ведра и тряпки, как им пришли извещения из райкома, что помощь близка! И приехали ребята с пескоструйной машиной, всё счистили как ангелы).
А вот это, например, я сняла на Софийской улице. На улице, на красной линии, не во дворе. Вид непосредственно от базилики Нерукотворного образа.




Кстати, наскальная эта живопись у них там заметно жестче, тревожней и агрессивней нашей, и по цвету, и по графике, и по сюжетам. Мне, собсна, только после многокилометровых прогулок по Фессалоникам стало вполне понятно, почему среднестатистическая современная греческая иконопись ТАКАЯ. Единство визуальной культуры – не лапоть, с ноги не сбросишь. И кислотный цвет, и резкость контрастов, и пухляво-механически вздутые объёмы, и привязанность к черному и кроваво-красному – все ноги оттуда, из граффити растут.

А больше неоткуда, извините. Гуляя по центру вдоль и поперек, я наблюдала витрины. Чем торгует город. Город сплошь торгует жрачкой (процент сладостей в общей массе ея удивил меня! Очень, очень высокий процент), шмотками и косметикой. Немножко бытовой и цифровой техникой. Совсем немножко – книжками. Искусством город не торгует вообще. Ни фигуративным, ни абстрактным, ни декоративно-прикладным, ни антикварным. Пусто-пусто. Даже всякой хренью типа «поделок» или «сувениров» почти не торгует. Товарами для нас, художников, не торгует и даже всякой хренотенью для креативной публики тоже не торгует. На этом месте у них огромная, и для меня очень страшная и подозрительная, дыра.

Вобщем вот. Единственное, что мне понравилось – предприятия общественного питания, в целом вдвое дешевле, чем у нас. При том, что еда в супермаркетах у них дороже нашего. Парадоск, не умею этого объяснить.
Tags: в греции всё есть, культур-мультур
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 29 comments