mmekourdukova (mmekourdukova) wrote,
mmekourdukova
mmekourdukova

о решениях съезда в жизнь и об опыте перековки

Я тут запощу ещё из о. Александра Розанова, такие перлы подряд сыплются, грех не делиться. И очень всё актуально, даром что почти 140 лет назад писано. Зная, что не всем нравятся длинные простыни по старой орфографии, нарративные части изложу своими словами, а только интродукции и конклюзии оставлю в оригинале.

Гл. 38 – о епархиальных съездах уполномоченных от духовенства.

«...дѣйствительно, и намъ дано самоуправленіе. Но наше самоуправленіе есть такая ничтожная, такая жалкая копировка самоуправленія общественнаго, что ничтожнѣе этого трудно что-нибудь и выдумать. И намъ также дозволены и уѣздные, и епархіальные съѣзды; но разсуждать на нихъ мы имѣемъ право только о дѣлахъ училищъ, свѣчномъ своемъ заводѣ и эмеритальной кассѣ,-- и только. И здѣсь опять мы имѣемъ право не дѣло дѣлать, а только разсуждать,-- ничуть не болѣе. При нашемъ "самоуправленіи" епископъ имѣетъ право не утверждать не только ни одного нашего постановленія, но даже не утвердить и избраннаго нами, только на время собранія, предсѣдателя. Епископъ имѣетъ право не дать намъ, какъ говорится, разинуть рта, пикнуть... Пишутъ отцы святые: "слушали и постановили" каждый день, а между тѣмъ время идетъ, человѣкъ 70 недѣли двѣ уже прожили, Богъ вѣсть изъ-за чего. Поѣздка и житье въ городѣ духовенству стоятъ, по крайней мѣрѣ, 1,500 р., а толку ровно ни на грошъ. Соберутся отцы, проживутся, наслушаются архіерейскихъ резолюцій, напишутъ кипы журналовъ объ исполненіи ихъ,-- и разъѣдутся, Иначе дѣло это и идти не можетъ, если съѣздъ держится одного мнѣнія, епископъ другаго, и рѣшеніе принадлежитъ епископу.

Если должно дѣлаться все по волѣ епископа, то спрашивается, для чего же съѣзды? Для чего духовенство отрывается отъ приходовъ, отъ домашнихъ занятій, отъ полевыхъ работъ и вводится въ дорожныя безпокойства и расходы? ...»

А вот и пример постановления, зарубленного епископом.

Съезд уполномоченных постановил выгнать с места начальницу губернского женского училища.
За что?  – отцы не сочли нужным указать. Епископ наложил резолюцию: постановление съезда, как несправедливое и не делающее чести подписантам, оставить без последствий. Подписантам выговор. Заводиле протоиерею, местному благочинному, училищному законоучителю, предложено
испросить прощения у своей начальницы. Буде же не схочет – летит сам и с места и с депутатства, заместить таким-то.

( при этом автор "Записок" оговорил, что не знает и знать не хочет, в чем там было дело-то с начальницей, что там были за неуказанные причины такие и кто прав кто виноват. Во всей этой истории его волнует только одно – архиерей не уважил постановление Съезда епархиальных депутатов):

«Намъ дозволено разсуждать, рѣшать, постановлять; а преосвященнымъ дано право на все это, какъ бы сказать это? -- ну, да не обращать вниманія. Зачѣмъ же, спрашивается опять невольно, всѣ эти наши собранія, толки, постановленія?! Съ полною покорностію мы исполняемъ и готовы исполнять всѣ распоряженія нашихъ владыкъ; но коль скоро дано право дѣлать и намъ свои постановленія, то зачѣмъ же не допускать ихъ къ исполненію? Зачѣмъ было давать духовенству право безъ правъ?»

Из главы 39 –

« Сельское духовенство ведетъ жизнь совершенно уединенную. Въ приходѣ его нѣтъ лица, равнаго ему ни по умственному развитію, ни по понятіямъ и ни по нравственнымъ потребностямъ. Съ крестьянами, кромѣ обыденнаго хозяйства, говорить ему не о чемъ; если есть въ приходѣ дворяне, то богатые изъ нихъ смотрятъ на священника свысока и говорятъ съ нимъ всегда покровительственнымъ тономъ; бѣдные же, хотя народъ простой и добрый, но, по умственному состоянію отъ мужика отличаются очень немногимъ. И какъ ни богачъ и ни бѣднякъ, наши деревенскіе дворяне не читаютъ ровно ничего, кромѣ развѣ мѣстной газетки, то и бесѣда бываетъ всегда съ ними самая пустая. Если въ приходѣ есть одно или нѣсколько лицъ съ университетскимъ образованіемъ, то тутъ опять бѣда другаго рода: эти люди смотрятъ на священника, часто, какъ на человѣка малообразованнаго и немогущаго понимать ихъ высокихъ сужденій. Дружественная бесѣда и мѣна мыслей могла бы быть только тамъ, гдѣ два, три священника живутъ въ одномъ приходѣ; но настоятельство и помощничество -- работа одного на другого, -- всегда были и есть теперь источникомъ обоюдной вражды, и эти два-три священника непремѣнно ссорятся между собою. Поэтому дружескихъ бесѣдъ между ними и быть не можетъ.» -


Видя такое зло окрест себя, автор, будучи благочинным, с благословения своего владыки созвал поместный собор вызвал к себе на село всех своих подначальных батюшек. И отслужил молебен о прибавлении ума и умножении любви велел им читать книжки! Каждому выдал тех книжек несколько. Сообразуясь с уровнем читателей (прим. моё – небось Бовы-королевича ящик-другой закупить пришлось). Распустил отцов по домам с приказом прочесть и через два месяца доложиться. Алкоголиков же особо попросил – не пить! Отвлечься на книжки!

Через два месяца отцы съехались – и на этот раз посидели уж гораздо лучше, с большим воодушевлением (надо, сталбыть, понимать, что в первый раз отцы дулись и щетинились). Поговорили за книжки, кто чего прочел, о делах своих скорбных покалякали. Уехали с новыми порциями читалова, а через два месяца опять на ковер к библиотекарю благочинному.

И эта антреприза с перековкою продержалась, вообразите себе, целых два года. Батюшкам очень нравилось жить покультурно. Но а потом таки заглохло. То ли харизмы у Макаренки не хватило, то ли тангалашка уж очень ополчался. Сначала отцы отпрашивались в индивидуальном порядке, под самонужнейшими предлогами, а после так и без предлогов прямо сказали – достало нас ездить каждые два месяца, давайте свернем эту избу-читальню.

Но –

«Опытомъ узнавши пользу съѣздовъ, я совѣтую моимъ собратіямъ, гдѣ мѣстныя условія болѣе благопріятны, устроять подобные же съѣзды. Они много вліяютъ на улучшеніе и умственнаго и нравственнаго нашего состоянія.»

Tags: бутоны розановые, овцы и пастыри, проговорка по фрейду
Subscribe

  • не прошло и ста лет

    Подобрала на Блошке слегка початую общую тетрадку конца 20-х - нач. 30-х годов, я очень люблю в них писать, все черновики последних лет у меня в…

  • тираж приехал

    Новая книжка издалась, на этот раз на трех языках, потому что в Германии. Всего там тридцать один иконографический тип. Буковок немного (на…

  • о Кармен

    Наша болгаротурецкая домрабочая с архетипическим именем в отпуске, и нам временно прислали румынского человека, назовем ее Кармен. Имя…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 12 comments

  • не прошло и ста лет

    Подобрала на Блошке слегка початую общую тетрадку конца 20-х - нач. 30-х годов, я очень люблю в них писать, все черновики последних лет у меня в…

  • тираж приехал

    Новая книжка издалась, на этот раз на трех языках, потому что в Германии. Всего там тридцать один иконографический тип. Буковок немного (на…

  • о Кармен

    Наша болгаротурецкая домрабочая с архетипическим именем в отпуске, и нам временно прислали румынского человека, назовем ее Кармен. Имя…