mmekourdukova (mmekourdukova) wrote,
mmekourdukova
mmekourdukova

Category:
  • Mood:
  • Music:

Аббат Тигран

Вчерашние разговоры дали мне пинка к давно уже обещанному постингу о найденной на Блошке прелестной книжечке из прелестной общедоступной серии Артема Файяра «Новая Библиотека», у меня есть уже несколько штук. Очень они были милые и передовитые для своего времени, эти книжки в прочном твердом переплете (имитация коленкора, тиснение), на тонкой сильно мелованной бумаге и с сотнями, кроме шуток, сотнями иллюстраций, черно-белых и цветных, и не только гравюр, но и акварелей.




В России тоже пытались такие делать на рубеже веков – но, увы! Уровень академической школы был на порядок ниже европейского, и на наши среднестатистические акварельные иллюстрации той эпохи обыкновенно бывает просто жалисно смотреть.


Но Артем Файяр имел возможность находить крепких графиков (часто – итальянцев, вот и здесь ему рисовал Тофани) и делать вот такие издания, с соотношением «текст/картинка» на грани комикса. Нет ни единого разворота без картинки, а то и двух. И все иллюстрации сделаны впервые и нарочно для этого текста, никакого затыкания дыр «из подбора» приблизительными пейзажиками и бытовыми сценками. На мой вкус, их все же многовато – получается не фильм, а сериал, вместо ударных ключевых моментов – множество моментальных фоточек. Но качество академического рисунка и документальность его примиряет с малозначительностью каждого отдельного сюжета – вот мсье лё кюре сел, вот встал, вот ручкой сделал, вот он говорит с коллегою, вот опять говорит с коллегою, только в профиль, вот задумался на фоне своей дачи, а тут задумался на фоне Колизея. Я для постинга отсканила, конечно, самые ключевые и динамичные.


1


2


3


4


5


6


7


8


9


10


11


12


13


14


15


16

Самый же роман – думаю, его никогда не переведут на русский – это нечто вроде «Соборян» Лескова, только бесхитростнее и с поправкой на другую конфессию.
Фердинанд Фабр, несколькими днями не доживший до своего избрания в члены Французской Академии, сам учился в семинарии, даже в двух, был племянником священника, но так и не принял сана. Жизнь сословия, к которому он так и не примкнул, он знал почти что изнутри, поэтому читать, а особенно между строк, и смотреть при том картинки очень любопытно с этнографической точки зрения, хотя и несколько занудно. Занятно, что герои-антагонисты – это хороший епископ и злодейский ректор семинарии (впоследствии преемник на кафедре упокоившегося хорошего епископа). А также любопытно и то, что роман – насквозь «поповский», т.е. не-клирики в нем только статисты, а женщин так и вовсе нет.

Идея о том, что миряне суть враги клириков как класса, «озвучена» в романе не только между строк, но и прямым текстом, вложенная в уста клирика старшего и опытного в назидание младому начинающему. В смысле – никакие наши скандалы, свинства, вражда и неправда не должны достигать мирянского сознания ни при каких обстоятельствах.

Ну, вобчем, интересная такая книжка, я бы сказала, по-своему актуальная – уже не для Франции актуальная, конечно.

Tags: блошка плюшкина, круа труа фуа, овцы и пастыри, прошлый век
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 39 comments