mmekourdukova (mmekourdukova) wrote,
mmekourdukova
mmekourdukova

Categories:
  • Mood:
  • Music:

он упал возле ног вороного коня, где подъемлется мрачный Эльдон

Вследствие разговоров у френда обратила внимание, что –

Иной раз, имея в голове наготове и как бы даже испокон веков какую-то классическую цитату из какой-нибудь классической баллады, я (возможно, и мы все?) часто нахожу иные строки той же баллады полустертыми даже до исчезновения, а вместе с оными и фабулу баллады. Френд, например, с закрытыми глазами помнил "И в распухнувшее тело // Раки чёрные впились", но совершенно, до необходимости выгугливать, потерял "И мертвец вниз поплыл снова // За могилой и крестом". И вы, дорогие читатели, остановясь на миг и ничего не гугля – сможете пересказать содержание «Утопленника» в сухом остатке, прошу прощения за каламбур, - вот «чем там у них кончилось», помните?


У меня такое с классическими балладами на каждом шагу. Помню яркую строфу, иной раз пару, или даже серию строф, могу при случае идентифицировать полузабытую цитату, но при этом напрочь забыть, кто там в каком порядке кого убил или женился. Ну, или если сюжет очень уж известный-архетипический, то он не исчезает – но целые куски баллад всё равно вываливаются, не удерживаются в памяти. Например, у меня между «Были и лето, и осень дождливы...» и «...Так был наказан епископ Гаттон» торчали из тумана только островки про «...съели // Мыши его живописный портрет, // Так что холстины и признака нет» и про «...Кошка сидит и мяучит, // Голос тот грешника давит и мучит» - а как именно происходило сожжение нищих и все эти стадии испуга и бегства владыченьки – весьма размыто. Или рыцарь Тогенбург - Мертв он там сидел На окно глядел – это да, а как он дошел до жизни такой – это восстанавливалось с усилием и подглядываниями.

Надо полагать, нарратив (т.е., в сущности, эпос) не очень дружит с формами, заточенными на поэзию лирическую. Удачи могут быть, но они – исключение, а правило такое, что в рифму и под размер рассказывать трудно, и наша подсознанка замечает, где в необходимо-достаточное повествование нОлито лишней воды, где его согнули и напрягли, где резко сменили фокус и где ввернули лишнюю прямую речь.



И не запоминает такие куски. Сравнительно, скажем так, мертвые.

Tags: русские классики
Subscribe

  • Шкала декаданса, или Лествица падения

    Вообразим, что некто пишет (мрачнопророчествует) о декадансе образования и преподавательского уровня в ближайшем будущем, и изрекает такое: -…

  • о дистанциях между возрождениями

    Вот френдесса, показав нам много качественных фотографий , пишет «храм-де ждет возрождения», не-не, не пугайтесь, краудфандингов я не…

  • вторая делевитизация

    Немного аналитики, ну и проверить, одна ли я это наблюдаю. Первая делевитизация, как мы помним, имела место у нас со второй половины 19…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 35 comments

  • Шкала декаданса, или Лествица падения

    Вообразим, что некто пишет (мрачнопророчествует) о декадансе образования и преподавательского уровня в ближайшем будущем, и изрекает такое: -…

  • о дистанциях между возрождениями

    Вот френдесса, показав нам много качественных фотографий , пишет «храм-де ждет возрождения», не-не, не пугайтесь, краудфандингов я не…

  • вторая делевитизация

    Немного аналитики, ну и проверить, одна ли я это наблюдаю. Первая делевитизация, как мы помним, имела место у нас со второй половины 19…