mmekourdukova (mmekourdukova) wrote,
mmekourdukova
mmekourdukova

Categories:

картинки по рассказам

Продолжая вчерашнее , про нарратив в поэзии Нового времени, в «литературной», то есть не-фольклорной балладе. Про редкость удач на этой романтической ниве и про частое падение балладической поэзии до уровня виршей, даже у мастеров -

- А это ведь совершенно тот же неоготический феномен, что и в живописи. Настоящая-то готика, а уж тем более романика, под нарратив была очень хорошо заточена. Ещё не умели ни точной анатомии, ни индивидуализированных личиков, ни глубокого достоверного пространства – зато прекрасно умели ритм. И гнали, не спотыкаясь, десятками метров – группы веселых человечиков среди цветных холмов - во фресках, витражах, гобеленах. Любой, любой сюжет изобразим, легко выстраивается на канве известной, отшлифованной ритмической схемы. Если какое-то отдельное клеймо и захромает – то целое уж во всяком случае вывезет. Когда смотришь издали и всё разом – то во всяком случае взору предстает прекрасный восточный узор-ковер (хотя чем позже по времени, тем чаще случается, что смотришь отдельно – и из десяти клейм насилу одно найдется действительно сильное по композиции и рисунку).

А что же происходит с постакадемическим возвратом к средневековой стилистике? Да то же, что и с нарративом с поэзии – надо быть Жуковским, чтобы пролучалась поэзия, а не занудные, мимо сознания скользящие вирши.

Житийные сцены, развернуто-сюжетные клейма икон – это самый слабый, почти заведомо провальный пункт нынешней иконописи (если, конечно, не находится исходника, с которого можно благополучно слизать композиционную схему). Чувство ритма, этот спинной хребет композиции, у современного человека ослаблено, расслаблено несколькими столетиями привычки к академической школе (а затем ещё и к фотографии-как-искусству, фуй, тут вообще всему конец). Христианская живопись Нового времени заточена под личность, под психологию, но не под нарратив. Оттого и клейма на современных иконах – редкость, оттого их, как правило, уже не десятки, а по пальцам перечесть. Там же, где их все-таки много (закащщик стоит с ножом к горлу) – там почти всегда плохо, ни «ковер» как целое, ни отдельные клейма не поют, а только спотыкаются и ноют.

...ну или

феерически, отчаянно, невозможно плохо.

Как, например, вот этот громко распиаренный в свое время шедевр,



















спешно-аврально накрашенный группой иконописцев за четыре года работы (так сказано в экспликации, за что купила, за то и продаю).

Tags: ремесло, русские классики, скрипка и фортопьян
Subscribe

  • о социальном попечении

    Сегодня звонили из приюта, откуда взята Матильда. Узнать, как поживает наша девочка, укотовлённая месяц назад. Не бьём ли мы ее палкой, не…

  • 1870-е: их просили не беспокоиться

    Встретилось у Константина Леонтьева прелестное о современных ему земских школах – и этому вполне можно верить, Леонтьев же не Кураев, а…

  • почему вымерли

    Как обещала, в продолжение последнего прошлогоднего постинга об энциклопедическом издании «Великие старцы двадцатого столетия, 115…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 37 comments

  • о социальном попечении

    Сегодня звонили из приюта, откуда взята Матильда. Узнать, как поживает наша девочка, укотовлённая месяц назад. Не бьём ли мы ее палкой, не…

  • 1870-е: их просили не беспокоиться

    Встретилось у Константина Леонтьева прелестное о современных ему земских школах – и этому вполне можно верить, Леонтьев же не Кураев, а…

  • почему вымерли

    Как обещала, в продолжение последнего прошлогоднего постинга об энциклопедическом издании «Великие старцы двадцатого столетия, 115…