mmekourdukova (mmekourdukova) wrote,
mmekourdukova
mmekourdukova

Category:

не, ну как это?

Вчера удивилась до невозможности. Многоэтажности вброса.
Впрочем, каменты там показывают, что не я одна удивилась.



Мне не спится, нет огня,
Всюду мрак и сон докучный.
Ход часов лишь однозвучный
Раздается близ меня.
Парки бабье лепетанье,
Спящей ночи трепетанье,
Жизни мышья беготня,
Что тревожишь ты меня?
Что ты значишь, скучный шепот?
Укоризна, или ропот
Мной утраченного дня?
От меня чего ты хочешь?
Ты зовешь или пророчишь?
Я понять тебя хочу,
Смысла я в тебе ищу...


Знаете, что меня мучает уже давно? Что вот это не могло быть написано в 30-х годах
XIX века. Ну не могло. Это стихи отчетливо века двадцатого. По всему - от неточных рифм до общего строя. Это так же невероятно, как если бы Рафаэль какой вдруг написал "Гернику". То есть он, естественно, сумел бы и Черный Квадрат, только ему бы в голову никогда не пришло бы. Это сколько всего должно было еще произойти, до Герники с Черным Квадратом-то... А этому вон пришло. Сукин сын.
Не, ну как это?..

Взволновало меня не, мм, спорное утверждение о преждевременности-передовитости этой пиэсы (на мой глаз, она никакая не передовитая; если вспомнить, что Пушкин плавал как рыба минимум в двух лингвистических и смысловых морях, и во французском даже по преимуществу он плавал – ровно ничего передовитого там нет, напротив, давным-давно пора было, французы-то пришли и к этому уровню формы и содержания, и к этим отношениям между формою и содержанием, ещё при Ронсаре и дю Белле).

Но удивилась, во-первых, сравнению литературы с изобразительным искусством – оно редко бывает удачным, вернее, вообще никогда не бывает удачным, если речь идет о форме. Просто потому, что художник работает с языком, который создается и активно используется только профессионалами, а поэт – с языком, который создается и активно используется всеми.

А ещё крепче я удивилась тому, что сравнивается конструктивное усилие – с деструктивным. Уточнение и утончение формы, улучшение языка супротив наличного прежде – с разрушением языка.

Как бы то и другое – прорыв и прогресс. Не, ну как это?..

Tags: махровое, русские классики
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 51 comments