?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

камера ужасов

Мой духовный наставник не любит Набокова, и мне доставалось в свое время за увлечение этим писателем. Даже за увлечение (любви к нему я никогда не питала). Неполезно, иконописцу особенно. Дело не в «аморалке». Дело в том, что очень уж стереоскопически В. В.  изображает  безобразие. Всякое – нравственное, эстетическое, даже мистическое (впрочем, стоит ли их разделять, это еще вопрос).
Вот, например (важное отмечено мной):

«Только тогда Франц увидел его лицо: нос – крохотный, обтянутый по кости белесой кожей, кругленькие, черные ноздри непристойны и асимметричны, на щеках, на лбу – целая география оттенков – желтоватость, розоватость, лоск. Бог знает, что случилось с этим лицом, – какая болезнь, какой взрыв, какая едкая кислота его обезобразили. Губ почти не было вовсе, отсутствие ресниц придавало выпуклым, водянистым глазам невольную наглость... (...)
У Франца дрожь прошла между лопаток, и во рту появилось странное ощущение: неотвязно мерзка влажность нёба, отвратительно жив толстый, пупырчатый язык. Память стала паноптикумом, и он знал, знал, что там, где-то в глубине, – камера ужасов. Однажды собаку вырвало на пороге мясной лавки; однажды ребенок поднял с панели и губами стал надувать нечто, похожее на соску, желтое, прозрачное; однажды простуженный старик в трамвае пальнул мокротой... Все – образы, которых Франц сейчас не вспомнил ясно, но которые всегда толпились на заднем плане, приветствуя истерической судорогой всякое новое, сродное им, впечатление. После таких ужасов, в те еще недавние дни, вялый, долговязый, перезрелый школьник ронял из рук портфель, бросался ничком на кушетку, и его долго, мучительно мутило».

Что здесь поразительно – вот эта прямота связи, это родство между грехом, болезнью, разложением – и таким, казалось бы, невинным явлением, как безобразие случайного попутчика (по всем прочим статьям приличного человека). Связь эта есть, есть родство. Поэтому иконописцам Набокова читать  следует с опаской.
...Задаю себе вопрос – а мои сродные впечатления? А вот несколько картинок, подаривших меня такими впечатлениями.


  



 

Вот и пытаюсь сообразить – то ли это не иконы? То ли я вижу сродство там, где его нет? То ли Набоков в этом пассаже ничего отвратительного и безобразного не поминает, и это все относительно, как бы о вкусах не спорят? 
Теряюсь, одним словом. 

Comments

( 106 комментариев — Оставить комментарий )
bizantinum
12 окт, 2010 17:00 (UTC)
Вопрос. Этот крадущийся зомби (второй в верхнем роду)чьей "кисти"?
mmekourdukova
12 окт, 2010 17:04 (UTC)
Вот этого товарисча http://mmekourdukova.livejournal.com/24315.html
Вообще я больше на такие вопросы отвечать принципиально не буду, кто знает авторов - пусть себе знает, а не знает - тем чище эксперимент.
Судить о картинке надо из самой картинки.
(без темы) - bizantinum - 12 окт, 2010 17:06 (UTC) - Развернуть
(Удалённый комментарий)
(без темы) - bizantinum - 12 окт, 2010 18:18 (UTC) - Развернуть
(Удалённый комментарий)
(без темы) - bizantinum - 12 окт, 2010 18:27 (UTC) - Развернуть
(Удалённый комментарий)
(Удалённый комментарий)
(без темы) - bizantinum - 12 окт, 2010 18:46 (UTC) - Развернуть
(Удалённый комментарий)
(без темы) - bizantinum - 12 окт, 2010 19:08 (UTC) - Развернуть
(Удалённый комментарий)
(без темы) - bizantinum - 12 окт, 2010 19:16 (UTC) - Развернуть
(Удалённый комментарий)
(без темы) - bizantinum - 12 окт, 2010 19:32 (UTC) - Развернуть
(без темы) - bizantinum - 12 окт, 2010 18:48 (UTC) - Развернуть
(Удалённый комментарий)
(без темы) - bizantinum - 12 окт, 2010 19:12 (UTC) - Развернуть
bogumil
12 окт, 2010 17:03 (UTC)
От большинства изображений передёргивает, и хочетя спрятаться. А от некоторых - нет...
mmekourdukova
12 окт, 2010 17:06 (UTC)
Назовите, пожалуйста, с Вашей точки зрения - какие самые страшные и какие Вас не особено смущают?
(без темы) - bogumil - 12 окт, 2010 17:10 (UTC) - Развернуть
(без темы) - bizantinum - 12 окт, 2010 17:13 (UTC) - Развернуть
(без темы) - bogumil - 12 окт, 2010 17:16 (UTC) - Развернуть
(без темы) - mmekourdukova - 12 окт, 2010 17:15 (UTC) - Развернуть
(без темы) - bogumil - 12 окт, 2010 17:15 (UTC) - Развернуть
(без темы) - bogumil - 12 окт, 2010 17:17 (UTC) - Развернуть
(без темы) - bogumil - 12 окт, 2010 17:11 (UTC) - Развернуть
(без темы) - mmekourdukova - 12 окт, 2010 17:22 (UTC) - Развернуть
(без темы) - bogumil - 12 окт, 2010 17:25 (UTC) - Развернуть
(без темы) - mmekourdukova - 12 окт, 2010 17:31 (UTC) - Развернуть
(без темы) - bogumil - 12 окт, 2010 17:33 (UTC) - Развернуть
(без темы) - mmekourdukova - 12 окт, 2010 17:38 (UTC) - Развернуть
(без темы) - bogumil - 12 окт, 2010 17:41 (UTC) - Развернуть
(без темы) - mmekourdukova - 12 окт, 2010 17:58 (UTC) - Развернуть
(без темы) - bogumil - 12 окт, 2010 17:59 (UTC) - Развернуть
(без темы) - bizantinum - 12 окт, 2010 17:31 (UTC) - Развернуть
(без темы) - mmekourdukova - 12 окт, 2010 17:40 (UTC) - Развернуть
(без темы) - bizantinum - 12 окт, 2010 17:44 (UTC) - Развернуть
(без темы) - ermite_17 - 12 окт, 2010 18:34 (UTC) - Развернуть
(без темы) - mmekourdukova - 12 окт, 2010 18:44 (UTC) - Развернуть
bizantinum
12 окт, 2010 17:11 (UTC)
Отдельно по поводу "нерукотворного" и "умиления". Непродуманное расположение зрачка придаёт наркоманский эффект. Я этот момент вижу не в первый раз. Причина, то ли в неумении рисовать (а ведь даже для воспроизведения прориси нужно это умение), то ли "так задумано". Тогда это ещё хуже.
mmekourdukova
12 окт, 2010 17:16 (UTC)
Причина - неумение (см. выше ответ).
Вы тоже согласны с тем, что эти две - наименее безобразные?
А наиболее?
И почему?
(без темы) - bizantinum - 12 окт, 2010 17:22 (UTC) - Развернуть
(без темы) - mmekourdukova - 12 окт, 2010 17:25 (UTC) - Развернуть
(без темы) - bizantinum - 12 окт, 2010 17:32 (UTC) - Развернуть
(без темы) - mmekourdukova - 12 окт, 2010 17:44 (UTC) - Развернуть
(без темы) - bizantinum - 12 окт, 2010 17:47 (UTC) - Развернуть
(без темы) - mmekourdukova - 12 окт, 2010 17:51 (UTC) - Развернуть
(без темы) - bizantinum - 12 окт, 2010 17:57 (UTC) - Развернуть
(без темы) - mmekourdukova - 12 окт, 2010 18:06 (UTC) - Развернуть
(без темы) - bizantinum - 12 окт, 2010 18:11 (UTC) - Развернуть
(без темы) - timur0 - 12 окт, 2010 18:19 (UTC) - Развернуть
(без темы) - bizantinum - 12 окт, 2010 18:24 (UTC) - Развернуть
(без темы) - timur0 - 12 окт, 2010 18:39 (UTC) - Развернуть
(без темы) - mmekourdukova - 12 окт, 2010 18:23 (UTC) - Развернуть
(без темы) - bizantinum - 12 окт, 2010 18:28 (UTC) - Развернуть
(без темы) - mmekourdukova - 12 окт, 2010 18:38 (UTC) - Развернуть
(без темы) - bizantinum - 12 окт, 2010 18:41 (UTC) - Развернуть
(без темы) - mmekourdukova - 12 окт, 2010 18:59 (UTC) - Развернуть
(без темы) - bizantinum - 12 окт, 2010 19:05 (UTC) - Развернуть
(без темы) - bizantinum - 12 окт, 2010 17:23 (UTC) - Развернуть
(без темы) - mmekourdukova - 12 окт, 2010 17:29 (UTC) - Развернуть
(без темы) - nealvj - 14 окт, 2010 02:01 (UTC) - Развернуть
(без темы) - bizantinum - 14 окт, 2010 08:21 (UTC) - Развернуть
minamoto47
12 окт, 2010 17:45 (UTC)
Сразу хочется блеванько:(
Шилле (?) ужасен.... всегда его терпеть не мог....

А кто эо такой мордатый в третьем ряду имеется в виду? Фоторобот кого?
mmekourdukova
12 окт, 2010 17:53 (UTC)
Шилле (?) тут нет, тут другие классики.
И выше в комментах сказано уж, что авторов кто не знает - ни к чему и знать, просто смотри на картинку и говори, что думаешь.
lady_tiana
12 окт, 2010 18:25 (UTC)
Пожалуй, для меня "Ветхий Денми" и "Умиление" не безобразны. Они просто неумелые, в них нет ничего притягательного, но и отталкивающего тоже нет, они "никакие".

Первая и последняя совершенно отвратительны, портрет какой-то "чайниковский", производит впечатление очень неумелого. А от остальных изображений впечатление такое, что они транслируют совсем иной message, нежели в них закладывал художник. Такое основательное "мимо".

А вот текст набоковский, уж извините, ниасилила, меня от него чисто физически затошнило.
mmekourdukova
12 окт, 2010 18:31 (UTC)
чисто физически,
вот как меня - от картиночек.
Так ведь, матушка, когда образ транслирует иной мессидж, нежели тот, который художник "закладывал" - правильнее, наверное, сказать "намеревался заложить" - это и означает неумелость. А среди этих остальных есть профессионалы, и даже вроде как классики. В чем же дело?
georgehp
12 окт, 2010 21:21 (UTC)
Набоков никогда отвращения у меня не вызывал, и не вызвал и в этот раз. А вот выставка шедевров произвела неизгладимое впечатление.
Спустя 5 минут после просмотра каждой из картинок, чрко запомнились только лицо-фарш-из-червей (последняя фотка) и жуткая Богоматерь с радужным нимбом и сморщенным лицом.
К Ван Гогу и пародиям на него отношусь спокойно. Даже бывает интересно посмотреть на одну, две его картины... правда, в большом количестве он быстро приедается, и его червячные мазки начинают докучать.
На "творения" Шагала вообще внимания не обращаю. Отворачиваюсь спиной, чтобы не портить себе настроение.
Ну а неумело написанные иконы меня нисколько не удивляют. За много лет работы я успел просмотреть, наверное, сотни тысяч икон, и дилетантские работы не вызывают во мне никаких эмоций. Как говорил в таких случаях Дюрер: "Чтож, художник сделал все, что мог...".
Другое дело эта Богородица (с нимбом всех цветов радуги), в которой видно, что художник в общем-то и не старался сделать ее красивой. Он даже не старался скопировать какой-либо традиционный лик с иконы или фрески (тогда хоть и выглядит это как вялая пародия, но все-же какая-то тяга к благости есть). Нет, маэстро вложил всю свою душу и умения на уровне худ.школы в сочинение нового лика, с невиданным до сих пор набором эмоций. Тут можно в одной только шее прочесть все скорби мира, включая Чернобыль и 11 сентября. И вот такое вот творчество, в котором и тяги к красоте нет, пугает.
Я еще могу понять, когда за красивой линией, композицией и мастерством стоит не очень-то благочестивый замысел (например, люблю Бердслея). Признаю, что с меньшим удовольствием смотрю на чистые в духовном плане замыслы в плохом исполнении. Но когда и замысел хромает, и воплощение убого...
bizantinum
12 окт, 2010 21:25 (UTC)
Ты, как всегда поэтичен:))
(без темы) - georgehp - 13 окт, 2010 05:06 (UTC) - Развернуть
(без темы) - mmekourdukova - 12 окт, 2010 21:43 (UTC) - Развернуть
timur0
13 окт, 2010 08:01 (UTC)
в чем-то сходное обсуждение немного других картин - http://ivanov-petrov.livejournal.com/1535165.html
mmekourdukova
13 окт, 2010 08:22 (UTC)
Спасибо.
Я бы не сказала, что оно сходное - оно как раз несходное и, увы, довольно бессмысленное, на уровне иконографии, то есть вообще не об искусстве.
Говорят о том, ЧТО изображено, иногда - о том, ЧТО это изображенное символизирует, вместо того, чтобы говорить о том, КАК оно изображено. А дело в данном случае, с тем художником, только в этом.
Позвала тамошнего хозяина посмотреть этот пост :-).
(без темы) - ivanov_petrov - 13 окт, 2010 08:32 (UTC) - Развернуть
(без темы) - mmekourdukova - 13 окт, 2010 08:37 (UTC) - Развернуть
overtakenbyjoy
13 окт, 2010 09:28 (UTC)
Голос простого человека
Мы академиев не кончали, так что скажем как есть.

Ни одно из изображений не вызвало у меня похожих на Ваши чувств. Ну, разве что последнее - совсем уж отталкивающе. Возможно, тут есть параллель с восприятием музыки: человек с абсолютным слухом будет корчиться от фальши, а тот, кому ursus на ухо наступил - и глазом не моргнёт.

Рассмотрим это подробнее, разделив на категории:

1) Просто картинки (1, 7, 11). Номер 1 мне даже понравился живостью цветов, и интересным стилем. Но вообще, я столько раз слышал, про особое авторское видение, восприятие и т.д. и т.п., что уже часто даже не выношу своего суждения (но и чужого не принимаю). Просто думаю про себя: "это не моё".

2) Картинки на религиозные темы (2, 5, 9). Тут я себя считаю несколько более в праве судить, но, как правило, если что-то чуждо (как эти три), я просто думаю про себя: "да ну, хрень какая-то", и забываю про них. Да, изображать Христа в виде, как точно подметил bizantinum, крадущегося зомби - это не комильфо. Но, надо сказать, давление ощущения от "особого авторского видения" тут тоже присутствует.

3) Иконы (3, 4, 6, 8, 10). Вот тут я полностью раздавлен. Фактически, за годы пребывания в Церкви, я совершенно сбит с толку тем, что "иконы выглядят странно (особенно некоторые), но они очень, очень духовны и возвышенны, а если я чего-то не понимаю, то это, конечно, от моей собственно неразвитости". Таким образом, я, насмотревшись всякого, просто запретил себя выносить суждения о том, нравится ли мне конкретная икона, и какие ощущения вызывает. Т.е. скажи мне кто-то нибудь: "Вот этот Спас (4) - это икона 11-го века", и я скажу: "Ооо!.. Даа...", и буду опять думать какой я неотёсанный (хотя, честно говоря, в душе ощущение: "да ну, хрень какая-то" всё-равно будет :-) ) Так что я спокойно могу представить все эти (или, по крайней мере, 6, 8 и 10) на иконе.

Возможно именно поэтому для в моей духовной жизни иконы играют исчезающе малую роль. Я внутренне примерился с тем, что они есть и, видимо, "очень возвышенны", но, по сути, решил держаться от них подальше.
mmekourdukova
13 окт, 2010 09:43 (UTC)
Re: Голос простого человека
Тем-то и ужасна нынешняя ситуация в Церкви (на Западе и на Востоке, хотя по-разному), что икона, ИНСТРУМЕНТ РЕАЛЬНОГО БОГООБЩЕНИЯ, источник точной и специфической информации о Боге, утратил свою функцию.
Вы очень точно и честно описали Ваше отношение к иконе, я знакома с таким - и с тем, что не все решаются такое о себе сказать, большинство предпочитает врать, чтобы не уронить свою "духовность".
Многие неглупые, верующие и даже духовно одаренные люди находятся по отношению к священному образу в той же ситуации, что и Вы - но это не положение "простого человека", а скорее положение челавека, крепко запутавшегося в сложностях современной культуры.
Это, конечно, одним этим постом не лечится, это процесс. Когда Вам попадется наконец такая икона Спасителя, в которой Вы его действительно узнаете, Вы поймете, как это важно и почему за иконопочитание воевали.
(без темы) - overtakenbyjoy - 13 окт, 2010 10:23 (UTC) - Развернуть
(без темы) - overtakenbyjoy - 13 окт, 2010 10:24 (UTC) - Развернуть
(без темы) - mmekourdukova - 13 окт, 2010 12:48 (UTC) - Развернуть
(без темы) - overtakenbyjoy - 14 окт, 2010 09:33 (UTC) - Развернуть
(без темы) - overtakenbyjoy - 27 окт, 2010 09:50 (UTC) - Развернуть
(без темы) - mmekourdukova - 27 окт, 2010 11:28 (UTC) - Развернуть
(без темы) - overtakenbyjoy - 28 окт, 2010 13:30 (UTC) - Развернуть
(без темы) - mmekourdukova - 28 окт, 2010 13:47 (UTC) - Развернуть
(без темы) - overtakenbyjoy - 28 окт, 2010 13:51 (UTC) - Развернуть
А то! - mmekourdukova - 13 окт, 2010 13:20 (UTC) - Развернуть
kiprian_sh
13 окт, 2010 17:01 (UTC)
Простите за оффтопик.
Вы не знаете историю иконы "Христос распятый серафим", она же "Душа
Христа" и степень ее распространенности и каноничности?
bizantinum
13 окт, 2010 17:03 (UTC)
Считается, что восходит к западной иконографии видения Франциска Ассизского.
(без темы) - kiprian_sh - 13 окт, 2010 17:06 (UTC) - Развернуть
(без темы) - bizantinum - 13 окт, 2010 17:07 (UTC) - Развернуть
(без темы) - kiprian_sh - 13 окт, 2010 17:08 (UTC) - Развернуть
(без темы) - mmekourdukova - 13 окт, 2010 17:11 (UTC) - Развернуть
(без темы) - kiprian_sh - 13 окт, 2010 17:21 (UTC) - Развернуть
(без темы) - illusoryshadow - 13 окт, 2010 17:31 (UTC) - Развернуть
(без темы) - mmekourdukova - 13 окт, 2010 17:35 (UTC) - Развернуть
(без темы) - magictop30 - 13 окт, 2010 19:01 (UTC) - Развернуть
( 106 комментариев — Оставить комментарий )

Profile

загадочная
mmekourdukova
mmekourdukova

Latest Month

Июль 2019
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   

Метки

Разработано LiveJournal.com