mmekourdukova (mmekourdukova) wrote,
mmekourdukova
mmekourdukova

Category:

камера ужасов

Мой духовный наставник не любит Набокова, и мне доставалось в свое время за увлечение этим писателем. Даже за увлечение (любви к нему я никогда не питала). Неполезно, иконописцу особенно. Дело не в «аморалке». Дело в том, что очень уж стереоскопически В. В.  изображает  безобразие. Всякое – нравственное, эстетическое, даже мистическое (впрочем, стоит ли их разделять, это еще вопрос).
Вот, например (важное отмечено мной):

«Только тогда Франц увидел его лицо: нос – крохотный, обтянутый по кости белесой кожей, кругленькие, черные ноздри непристойны и асимметричны, на щеках, на лбу – целая география оттенков – желтоватость, розоватость, лоск. Бог знает, что случилось с этим лицом, – какая болезнь, какой взрыв, какая едкая кислота его обезобразили. Губ почти не было вовсе, отсутствие ресниц придавало выпуклым, водянистым глазам невольную наглость... (...)
У Франца дрожь прошла между лопаток, и во рту появилось странное ощущение: неотвязно мерзка влажность нёба, отвратительно жив толстый, пупырчатый язык. Память стала паноптикумом, и он знал, знал, что там, где-то в глубине, – камера ужасов. Однажды собаку вырвало на пороге мясной лавки; однажды ребенок поднял с панели и губами стал надувать нечто, похожее на соску, желтое, прозрачное; однажды простуженный старик в трамвае пальнул мокротой... Все – образы, которых Франц сейчас не вспомнил ясно, но которые всегда толпились на заднем плане, приветствуя истерической судорогой всякое новое, сродное им, впечатление. После таких ужасов, в те еще недавние дни, вялый, долговязый, перезрелый школьник ронял из рук портфель, бросался ничком на кушетку, и его долго, мучительно мутило».

Что здесь поразительно – вот эта прямота связи, это родство между грехом, болезнью, разложением – и таким, казалось бы, невинным явлением, как безобразие случайного попутчика (по всем прочим статьям приличного человека). Связь эта есть, есть родство. Поэтому иконописцам Набокова читать  следует с опаской.
...Задаю себе вопрос – а мои сродные впечатления? А вот несколько картинок, подаривших меня такими впечатлениями.


  



 

Вот и пытаюсь сообразить – то ли это не иконы? То ли я вижу сродство там, где его нет? То ли Набоков в этом пассаже ничего отвратительного и безобразного не поминает, и это все относительно, как бы о вкусах не спорят? 
Теряюсь, одним словом. 

Tags: l'éducation mystique, чудище обло
Subscribe

  • О чем рассказала говорящая тарелка, или Праздник Сельской Невинности

    Не ожидала Так и знала, что вчерашняя когтеточка окажется такой неразрешимой. Открываю тамошние каменты (с единственным…

  • пятничное

    "Парижанками античности" называл танагрские терракоты не помню кто, во времена танагрского бума. Кажется, Жером? Ну, не важно. Это же…

  • храм Августа и Ливии

    нырнув в свои архивы за ерундовиной, за осенней обрезкою городских бульваров, вспомнила, что я в своё время так и не показала вам города Вьена,…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 106 comments

  • О чем рассказала говорящая тарелка, или Праздник Сельской Невинности

    Не ожидала Так и знала, что вчерашняя когтеточка окажется такой неразрешимой. Открываю тамошние каменты (с единственным…

  • пятничное

    "Парижанками античности" называл танагрские терракоты не помню кто, во времена танагрского бума. Кажется, Жером? Ну, не важно. Это же…

  • храм Августа и Ливии

    нырнув в свои архивы за ерундовиной, за осенней обрезкою городских бульваров, вспомнила, что я в своё время так и не показала вам города Вьена,…