mmekourdukova (mmekourdukova) wrote,
mmekourdukova
mmekourdukova

Categories:

почему я подозреваю фейк

По поводу вчерашнего реликвария, отдельным постом – потому что касается не одного только этого реликвария, а общие правила.

1. В настоящем средневековом стиле не бывает так, чтобы личики удавались (были анатомически правильны, пропорциональны, с удачным выражением – для святых, для Христа и Богоматери в особенности, удачным и точно найденным) – а всё прочее удавалось меньше. Немыслимое дело, чтоб личики вышли хорошие, а драпировки бывали по местам не шибко уверенными, архитектура примитивной, ботаника рудиментарной (мох да грибы), и позём разделанным под орех какими-то условными кое-как набросанными геометрическими паттернами.

Это бывает только с современными двоечниками из «традиционныхъ» постсоветских иконописных школ. А для средневековых художников человеческое лицо было самым сложным и ответственным объектом изображения и удавалось-давалось всегда труднее деревьев, горок и тряпок. Представить себе, чтоб автор удачных личиков промахивался в распределении складок на скатёрке, или веток на дереве, невозможно – это как если бы прима косячила и хромала в партии кордебалета.

В нашем реликварии, в частности, личики принадлежат резцу мастера, хорошо знакомого с самолучшими византийскими достижениями или даже попросту грека, вот, например, в Лаводьё имеются такие фрески, что спрашиваешь себя, насколько близко стоял автор к этим византийским еретикам, уж не еретик ли он сам? А вот позём и деревца на пластинах реликвария засобачены как бы дремучим варваром – но без уверенности, без энергии и четкости сего последнего.

2. Средневековые художники любили надписи и вообще букаффки, в известном смысле сакрализировали эти значки, так чудесно запечатлевавшие словеса. Охотно и с любовью включали их в композицию, даже и там, где прямой необходимости не было. Удачно пользовались ими как орнаментом, разбивая мелким ритмом – крупные членения. Даже самые тупые деревенские халтурщики в 12-13 вв. непременно подпускали буковок в свою отважно-криворукую богомазню. А наш реликварий, такой стилистически и иконографически продвинутый, и вдруг здрассьте! – инскрипшен-фри.

3. Средневековые художники строго иерархически дозировали-распределяли свое художественное внимание между объектами изображения. Лица и затем фигуры-одежды персонажей – самые проработанные, детализированные, украшенные. Самого красивого цвета. А остальное по остаточному принципу. Такого не бывает, чтоб одежды персонажей оставались гладкими, с одной только скромненькой гравировочкой, в то время как какие-то там грибовидные тополя, подскамейное пространство и водичка в тазике удостаивались эмалевой расколеровки. Средневековый-то художник о Боге Воплотившемся думал, и Ему всё самое лучшее приносил. Это только стилизатор думает только про как бы в стиль вмастить, да желательно с минимальными творч- и трудозатратами.

4. Ну и иконография. На Западе искони прекрасно умели и любили сочинять ее самостоятельно, т.е. расставлять персонажей НЕПОСРЕДСТВЕННО СОГЛАСНО ТЕКСТУ ПИСАНИЯ, мимо готовых византийских схем – да они тех схем и не знали. Сотни романских капителей, сотни квадратных метров романских фресок до нас дошли – и везде видно, что эти христианизированные варвары думают сами, своей головой, и что у нех нету на удобной полочке альбомов с репродукциями и папок с прорисями. Сколько памятников, столько и решений, я владею своим ремеслом – значит, могу нарисовать ВСЁ, и костыли мне не нужны. А в нашем реликварии чота больно много прямых цитат, да ещё и из совершенно разных византийских и романских памятников 11 – 13 вв. Из Сан-Марко мы попадаем в Осиас Лукас, из Николы Чучерского в Афанасия Музаки, а по углам на затычку вытарчивает какой-нибудь Ковер из Байё. Нет уш. Пэтчворковому, или клиповому, сознанию в начале 13 в. ещё не было места в нашей Церкви, хоть на Востоке, хоть на Западе. Каргокульт уже был, случался, да – но а вот пэтчворк ещё нет.

Он появится позже. Только после падения Константинополя. И появится именно на Востоке, а не на Западе.

Tags: барабан страдивари, скрипка и фортопьян
Subscribe

  • парейдолия и схизофрения

    1. Сначала парейдолии. Испекла, отрезала скибку, выковырнула изюминку - и тут она на меня взглянула так, что я побежала за камерой. Кого-то она мне…

  • актуального

    1. Сегодня утречком башенный строительный кран на стройке (перестройке) станции метро нашей, на углу Альбер и Юпитер, бякнулся оземь во всю…

  • изображено невероятное

    Маленькая когтеточка. Картинка с выставки Парижского Салона 1893 года. Название - всего два слова, зато экспликация в пять строк. Название…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 9 comments