mmekourdukova (mmekourdukova) wrote,
mmekourdukova
mmekourdukova

Category:

о вчитывании смыслов в двенадцатый век

Ответ на загадку, неожиданно оказавшуюся такой неразрешимой, вынесу отдельным постом, поскольку образовался дополнительный повод для этого.



Так вот, две загадочные фигуры по сторонам распятия в тимпане южного портала аббатства Сен-Жиль-дю-Гар – это Новозаветная Церковь и Синагога. Первая заступает на царство, вторая низвергается. Эта аллегорическая парочка была популярна и на Востоке, и на Западе начиная как минимум с 12 в., и охотно изображалась как в живописи станковой, монументальной и миниатюрной, так и в скульптуре. Церковь обычно в виде дамы в царских одеждах, с развернутым знаменем и законной благодатной гордостию на лице, а Синагога, то есть «неплодящая ветхая Церковь», - в лохмотьях, со знаменем на сломанном древке, часто с завязанными глазами. Церковь Новозаветную вводит во владение Ангел, и другой Ангел выгоняет с исторической сцены Синагогу. Бывали и ещё более насыщенные символикой изображения, но это уже скорее по части совсем отвязного «богословского» стёба и курьёза, мне лень на них останавливаться. Русскому человеку это назидательное противопоставление должно быть хорошо известно через знаменитое Распятие кистей Дионисия.



Ну то есть я думала, что оно хорошо известно – раз икона известная. Ан нет. Кажется, большинство народонаселения думает, что это четыре ангелочка летят в одном направлении, ну и пусть себе летят.

А почему у меня есть дополнительные основания трепетно относиться к правильному чтению сюжетов древних памятников – вот тут Папа навычитывал, или навчитывал, нестандартного богословия . Это, правда, было год назад, но во ф-ленте об этом заговорили сегодня, так пускай уж будет. Кому лениво читать всё – в двух словах: там Христос весьма амбивалентно и неприятно сравнивается с диаволом, и раскрывается «тайна Иуды», якобы спасенного (сильно, больше всех, испачкавшимся) Христом. И, разумеется, все эти глубокие смыслы «на самом деле» были явлены ещё нашим далеким предкам, и подтверждение тому – вот эта капитель из Сен-Мадлен в Везле, 12 в., где Христос якобы несет на плечах висельника Иуду, какбе Пастырь Добрый овечку.



«Капитель 12 в.» в действительности была изваяна не Андрейрублёвым средневековыми тайнозрителями, а борзой реставрационной командой Виолле-ле-Дюка в 1840-х годах, когда романтической волной под предводительством Проспера Мериме захлестнуло весьма многие романские развалины Франции. С одной стороны, конечно, без Мериме оно бы всё просто рухнуло, но с другой – новостроя и новодела к романской архитектуре тогда было подмешано в пропорциях совершенно бесстыжих. Ну вот как с нашей Рублевской-Троицей поступили Чириков и компания, так и у них с Мариинским аббатством в Везле.

Капителька, столь вдохновившая Папу, - не что иное как новодел, и в наши дни совершенно не представляется возможным 1)установить, насколько ее иконография соответствует попорченному и пропавшему исходнику, 2) (если допустить, что иконография восстановлена точно) установить, чтО этот исходник «хотел сказать».

Уж во всяком случае – персонаж с мертвым телом на плечах НЕ изображает Христа. Античная палеохристианская аллегория Доброго Пастыря в 12 в. была совершенно не актуальна и не популярна, наоборот – ценилась прямая и «похожая», узнаваемая икона Христа. Спаситель повсюду, в том же Везле, изображается традиционно одетым в долгие хитон и гиматий, с крещатым нимбом. Что же касается Иуды, то как раз в 12 в. на Западе его стали охотно изображать сидящим на коленях у аццкого Сотоны, в композиции Страшного Суда. Как бы в тёмный преисподний пандан иконографии Троицы Новозаветной, вошедшей в моду на Востоке именно в этот период. Т.е. никакого оправдания и всепримирения, а наоборот совсем.

По всем пунктам это «вчитывание» - мимо, мимо.


А до меня только сейчас дошло, откуда росли богословские ноги у прошлогоднего лого РКЦ, ко всемирному Году Милосердия. То-то так не нравилась мне эта картинка.
Tags: иль сон фу сэ ромэн, семиотические пляски
Subscribe

  • играю во Льва Толстого

    Осень приближается, нашила сапог. Попробовала новую (для меня) подстаринную выкройку. Индийский ксивник разодрала, замечательно…

  • о медведях и русской классике

    В ленте нынче выяснилось, что не все прошедшие тест на знание литературного наследия Н.А. Некрасова знают, что такое ходебщик…

  • по полочкам

    Собрала здесь до кучи последовательность воплощения в жизнь очередного Проекта по амелиорации Дома. К сожалению, нулевой этап не запечатлен - а…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 59 comments

  • играю во Льва Толстого

    Осень приближается, нашила сапог. Попробовала новую (для меня) подстаринную выкройку. Индийский ксивник разодрала, замечательно…

  • о медведях и русской классике

    В ленте нынче выяснилось, что не все прошедшие тест на знание литературного наследия Н.А. Некрасова знают, что такое ходебщик…

  • по полочкам

    Собрала здесь до кучи последовательность воплощения в жизнь очередного Проекта по амелиорации Дома. К сожалению, нулевой этап не запечатлен - а…