mmekourdukova (mmekourdukova) wrote,
mmekourdukova
mmekourdukova

Categories:
  • Mood:
  • Music:

о сходящихся и расходящихся путях

Лентой вынесло занятное о позднем турецком орнаменте.





На всякий случай – орнамент очень важная штука, орнамент в обычных (не постмодернистских) исторических условиях – основа стиля, основа образного мышления.

Там, правда, древнейший образец  (на картинке выше) датируется рубежом 16-17 вв., но ладно и так, потому что он вполне годится на роль исходного пункта очень наглядной эволюции.


Он вполне мусульманский, этот орнемАн на корме галеры Мехмеда III. Все исламические черты налицо: преобладает абстрактно-геометрическое, изобразительного одни только цветики, ритм мелкодробный и статический, объёмное начало выражено слабо, композиционно-иерархический принцип не работает, всё стремится к гладкоковровости.  Ещё немножко – и все слилось бы в кашу.








А на носу? Смотри-ка, пройдя всего сорок метров с кормы до носа, мы попадаем  вроде бы во вполне византийскую декорацию. Если бы не контекст, то этого дракончика в густой листве можно было бы принять не за нос галеры, а за кусок темплона греческого иконостаса той же эпохи. Все принципы меняются на противоположные – появляется изобразительность, интерес к естественному объёму, умная иерархическая соподчиненность значимых частей и их деталей. Христианские принципы изобразительности, понимание орнамента как ступеньки и подготовки к Иконе.




Я не буду тащить сюда все фотки исходного поста, там их слишком много, можете сами проверить - тенденция ясная как день – турецкие мореплаватели уже с 18 в. оказывали стойкое и отчетливое тяготение к христианской традиции орнамента. Их галеры последовательно и уверенно переживали барокко и ампир вслед за самым что ни на есть Парижем, след в след . Попровинциальнее, конечно, погрубее - но догоняли, догоняли.









А в это же самое время орнаменты греческих иконостасов благополучно стагнировали. Ну то есть, конечно, не стагнировали (в искусстве, в Духе, нет стагнации), а деградировали. Съезжали вниз да вниз. Смыливалось иерархическое начало, гасла динамика, увядал объём, притуплялся и нивелировался ритм. К 20-му веку эти орнаменты стилистически уже мало чем отличались от исламских.



















(Картиночки уже не из постинга по ссылке, а от меня).



Это я к тому, что границы между христианством и исламом не такие уж духонепроницаемые, как думают некоторые.
Tags: азиаты мы, в греции всё есть, тнеманро ерномант
Subscribe

  • (no subject)

    Вчера и сегодня, гуляя по пасхальной столице и заходя в церквы, чувствуешь себя так, как будто везде суббота! но при этом где-то, непонятно где,…

  • пост начинается приятно

    Второй тираж тряпочного учебника приехал из Вильнюса. Первый расторговала ровно за три года, не выходя из дому. ...какой грузчик во мне погибает!…

  • и я вас тоже поздравляю

    1. Интересно, что по Республиканскому календарю 8 марта - оно же 18 вантоза - празднуется день Лютика Едкого, он же Куриная Слепота. 2. А вот 23…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 26 comments

  • (no subject)

    Вчера и сегодня, гуляя по пасхальной столице и заходя в церквы, чувствуешь себя так, как будто везде суббота! но при этом где-то, непонятно где,…

  • пост начинается приятно

    Второй тираж тряпочного учебника приехал из Вильнюса. Первый расторговала ровно за три года, не выходя из дому. ...какой грузчик во мне погибает!…

  • и я вас тоже поздравляю

    1. Интересно, что по Республиканскому календарю 8 марта - оно же 18 вантоза - празднуется день Лютика Едкого, он же Куриная Слепота. 2. А вот 23…