mmekourdukova (mmekourdukova) wrote,
mmekourdukova
mmekourdukova

на двух стульях

У френдессы говорили про выгорание, так я, извините, ещё раз из о. Александра Розанова запощу. А то Правмир опять перепечатывает про это выгорание интервью, взятое ещё в 2009 году, смешно, да? а вот вам инфа из 1880-х.

Из главы 14:

  Священникъ есть посланникъ Божій, вѣстникъ Его Святой воли, руководитель людей въ любви къ Богу и ближнимъ и, слѣдовательно, умиротворитель вражды всякаго рода. Всѣ силы души его всецѣло должны быть посвящены тому, чтобы между людьми былъ полный миръ, согласіе и братская любовь; любовь же между имъ самимъ и тѣми, которыхъ онъ руководитъ къ любви, тѣмъ болѣе, должна быть самая безкорыстная, безупречная, чистая и полная. Словомъ: пастырь и пасомые должны быть взаимно любящіе другъ друга, отецъ и дѣти. Всякая радость и горе пасомаго должны быть также близки сердцу пастыря, какъ близки и отцу радость и горе дѣтей его.
  Родился новый членъ семейства,-- священникъ чрезъ таинства крещенія и мѵропомазанія освящаетъ его и радуется, вмѣстѣ съ родителями и воспріемниками, и какъ новому члену семейства, и какъ новому члену Христовой церкви.
  Чрезъ 40 дней послѣ рожденія, мать приноситъ младеяца въ храмъ,-- и священникъ молится вмѣстѣ съ ними о здравіи и спасеніи ихъ обоихъ и на глазахъ всѣхъ присутствующихъ въ храмѣ воцерковляетъ его и предъявляетъ всѣмъ, что принесенный въ храмъ есть такой же членъ Христовой церкви, какъ и всѣ они, и радуется со всѣми новому сочлену.
  Прихожанинъ благодаритъ Господа за ниспосланную ему особенную Его милость,-- священникъ совершаетъ благодарственное молитвословіе и, вмѣстѣ съ духовнымъ сыномъ своимъ, благодаритъ Господа за ниспосланную милость Его и сорадуется радости сыновней.
  Прихожанинъ имѣетъ нужду въ особенной помощи Божіей и проситъ своего пастыря помолиться съ нимъ вмѣстѣ, чтобъ Господь услышалъ ихъ общую молитву,-- и пастырь, какъ отецъ, сочувствующій нуждѣ сыновней, молится о ниспосланіи милости Господней.
  Пасомый возчувствовалъ свое грѣховное состояніе и желаетъ излить свою душу предъ Богомъ и духовнымъ отцемъ своимъ,-- и пастырь пріемлетъ его исповѣдь утѣшаетъ, вразумляетъ и именемъ Божіимъ объявляетъ ему прощеніе его согрѣшеній и преподаетъ ему Тѣло и Кровь Господню.
  Прихожане желаютъ вступить въ бракъ,-- священникъ вводитъ ихъ во храмъ Господень, молится вмѣстѣ съ ними и освящаетъ этотъ союзъ.
  Постигло народное бѣдствіе,-- засуха, и грозитъ общимъ голодомъ,-- священникъ молится, вмѣстѣ съ духовными дѣтьми своими, объ отвращеніи этой страшной смерти.
  Человѣкъ чувствуетъ себя тяжко больнымъ,-- священникъ помазуетъ его освященнымъ елеемъ и, вмѣстѣ съ домашними и ближними, молится объ исцѣленіи его отъ болѣзни и прощеніи его согрѣшеній.
  Пришелъ день воспоминанія пришествія на землю во плоти Спасителя міра,-- и священникъ, какъ ангелъ, какъ вѣстникъ Божій, возвѣщаетъ эту всемірную радость въ жилищахъ его паствы,-- славитъ родившагося Христа.
  Въ день крещенія Господня пастырь освященною водою, изображающею, какъ-бы, ту воду, въ которой погружался Господь при крещеніи, опять ходитъ по домамъ паствы его и окропляетъ и пасомыхъ и ихъ жилища.
  Въ первый день св. Четыредесятницы священникъ молится съ пасомыми о ниспосланіи помощи Божіей въ трудномъ подвигѣ поста, сердечнаго сокрушенія и покаянія во грѣхахъ, яко да сподобится въ чистой совѣсти причаститься неосужденно Божественному Тѣлу и животворящей Крови, изліянной за весь міръ, во оставленіе грѣховъ.
  Въ день воскресенія Христова, православные христіане выражаютъ радость свою общими поздравленіями и лобызаніями,-- и первое поздравленіе и лобызаніе несутъ къ своему пастырю. Пастырь въ храмѣ благословляетъ ихъ яства и идетъ въ домы ихъ прославить воскресшаго Спасителя міра и тѣмъ увеличиваетъ ихъ радость.
  Пасомый чувствуетъ приближеніе смерти,-- и пастырь напутствуетъ его въ жизнь вѣчную надеждою на милосердіе Божіе и преподаетъ ему Тѣло и Кровь Господню, дарующую животъ вѣчный.
  Болѣвшій помираетъ,-- священникъ сопровождаетъ прахъ его въ храмъ Господень и молится, вмѣстѣ съ его родными и ближними, о упокоеніи души его; приноситъ безкровную жертву о здравіи и спасеніи живыхъ и усопшихъ.
  Словомъ: священникъ есть постоянный и неразлучный спутникъ пасомыхъ имъ христіанъ со дня рожденія ихъ до могилы, и молитвенникъ о нихъ по смерти. Вся жизнь его всецѣло должна быть посвящена его паствѣ. И -- святая, богоугодная жизнь прихожанъ, и сыновнее довѣріе, преданность и любовь къ нему паствы должны быть ему наградою.
  Но священникъ не безплотный ангелъ небесный. Ему нужны помѣщеніе, пища, одежда, книги; ему нужны средства содержать свое семейство и доставлять содержаніе его помощникамъ,-- причту. Гдѣ же эти средства? Ему и сказано, бери съ своихъ духовныхъ дѣтей деньги за все, что ты дѣлаешь для нихъ, и этими деньгами содержитесь и ты самъ, и семья твоя, и причтъ твой.
  Имѣя въ виду исключительно только эти средства къ своему существованію, новопоставленный пастырь отправляется къ своей паствѣ.
  Въ приходѣ приносятъ къ нему младенца для совершенія надъ нимъ таинствъ крещенія и мѵропомазанія,-- для освященія и усвоенія крещеннымъ даровъ Св. Духа.
  -- За это, кумъ, заплати. Этимъ долженъ существовать и я самъ, и семья моя, и причтъ мой.
  Чрезъ 40 дней послѣ рожденія, мать приходитъ съ младенцемъ въ храмъ для воцерковленія младенца.
  -- Заплати! Хоть гривну, а давай.
  Получитъ пасомый милость Божію, хочетъ излить предъ Господомъ чувства своей предъ Нимъ благодарности и проситъ своего пастыря поблагодарить за Его милосердіе и порадоваться вмѣстѣ съ нимъ его благополучію.
  -- А что заплатишь за это?
  Постигло человѣка несчастіе; онъ обращается съ молитвою къ Господу, Его Пресвятой Матери и св. угодникамъ и проситъ своего отца духовнаго помолиться о немъ.
  -- Хорошо! Но только за это заплати.
  Возчувствовалъ христіанинъ свою грѣховность предъ Господомъ, желаетъ излить предъ Нимъ свою сокрушенную душу, проситъ священника принять его исповѣдь,-- утѣшить, вразумить, укрѣпить болящую душу его; властію, данною ему Господомъ, дать ему отпущеніе согрѣшеній его и преподать ему Тѣло и Кровь Господню.
  -- Дѣло это, безспорно, прекрасное; но все-таки, другъ мой, за это ты долженъ мнѣ заплатить.
  Прихожане желаютъ вступить въ бракъ и просятъ своего пастыря освятить ихъ союзъ и помолиться о нихъ.
  -- А что дадите за это?
  Тутъ идетъ уже торгъ, и торгъ, у многихъ, самый позорный, самый унизительный. Тутъ припомнятся всѣ старыя недоплаты, недосыпки хлѣба съ одной стороны, и обѣды и угощенія,-- съ другой. Выйдутъ тутъ на сцену и гуси, и индѣйки, и бараны, и водка. Тутъ пойдутъ и ссоры, и мировая, и выпивка и, вмѣстѣ съ тѣмъ, надбавка: одинъ полтинникъ прибавитъ, другой четвертакъ прибавитъ. И, Боже мой, что тутъ творится!...
  Постигнетъ народное бѣдствіе -- засуха, и грозитъ общимъ голодомъ. Но религіозное чувство въ народѣ сильно, вѣра въ милосердіе Божіе полная,-- и прихожане просятъ своего священника помолиться съ ними вмѣстѣ и обойти съ иконами ихъ посѣвы.
  -- Молиться я готовъ; но нужно же за это мнѣ и заплатить, иначе я умру съ голоду прежде васъ всѣхъ.
  Одинъ членъ семейства страшно боленъ, и боленъ давно. Всѣ имѣющіяся подъ руками медицинскія средства были употреблены, а помощи нѣтъ. Одна теперь надежда на помощь Божію. "Батюшка! Помолись о немъ, соверши надъ нимъ таинство елеосвященія", говорятъ ближніе.
  -- Изволь, я сдѣлаю это съ удовольствіемъ,-- помолюсь; но только заплати.
  Пришли дни Рождества Христова и Богоявленія. Хочешь ли ты, чтобъ я пришелъ къ тебѣ съ крестомъ и св. водою, не хочешь-ли,-- это мнѣ все равно, я все-таки приду, и хоть грошъ, а заплати. Мнѣ самому невыносимо больно быть наянливымъ; но что-жъ я буду дѣлать, когда мнѣ не дано никакихъ другихъ средствъ къ моему существованію? Я брошенъ въ міръ безъ дома, безъ хлѣба, безъ денегъ. Крайняя нужда заставляетъ меня быть наянливымъ. Я знаю, что ты осудишь меня. Но не осуждай, не знавши дѣла!
  Пришелъ великій постъ,-- и батюшка шлепаетъ по приходу, съ первой недѣли до послѣдней, съ молитвою "въ началѣ поста св. Четыредесятницы", собирая зерномъ, курами, и кусками сала.
  Пришла св. Пасха; православные христіане, въ восторгѣ радости, поздравляютъ своего пастыря съ великимъ праздникомъ и желаютъ цѣлованіемъ съ нимъ, какъ дѣти съ отцомъ, выразить свою радость.
  -- За то, что я поцѣлуюсь съ вами, давай яйцо!
  Прихожане просятъ прославить воскресшаго изъ мертвыхъ Спасителя, въ домахъ ихъ, и съ благоговѣніемъ встрѣчаютъ св. иконы, предъ своими домами, съ хлѣбомъ-солью.
  -- Хлѣбъ-то ты отдай мнѣ, а соль ссыпь просфорнѣ; заплати мнѣ и за то, что я буду прославлять Спасителя въ твоемъ домѣ. Да давай по яйцу съ каждаго семьянина за то, что я буду цѣловаться съ вами.
  Прихожанинъ чувствуетъ приближеніе смерти и желаетъ напутствованія въ жизнь вѣчную.
  -- Дѣло христіанское, святое; но... заплатить мнѣ за это, все-таки, надо. Ты боленъ тѣломъ, но у меня болитъ душа, можетъ быть, болѣе твоего, требуя платы за то дѣло, которое я долженъ сдѣлать. Но куда же мнѣ дѣваться, когда такъ устроено дѣло моего служенія!...
Умираетъ больной, ближніе его неутѣшны. Все желаніе ихъ теперь, чтобъ Господь сподобилъ его вѣчнаго упокоенія, Надежда на милосердіе Божіе есть единственное утѣшеніе въ скорби,-- и они, со слезами на глазахъ, просятъ священника помолиться о немъ.

  -- Молитва объ усопшемъ,-- дѣло великое, святое и, вмѣстѣ, это есть знакъ безкорыстной любви нашей къ усопшему. Молиться я буду; но только за то, что я помолюсь о немъ въ вашемъ домѣ, предъ выносомъ въ храмъ,-- плата; за то, что я пройду при гробѣ отъ дому до храма,-- другая; за молитву въ храмѣ,-- третья; за проводы отъ храма до могилы,-- четвертая; за то, что я выну часть изъ просфоры при литургіи,-- пятая; за самую литургію,-- шестая; за запись на вѣчное поминовеніе,-- седьмая.

 
Да что же, наконецъ, все это такое, скажите ради-Бога!... И это называется естественнымъ, нормальнымъ состояніемъ? И это такъ должно быть? И это не считается позоромъ для религіи? И эта плата, убивающая святое, благоговѣйное настроеніе и въ пастыряхъ и въ пасомыхъ, служитъ средствомъ къ жизни пастырямъ? И все это узаконено?!...


Из главы 23:

Поставь каждый себя на нашемъ мѣстѣ:. достанетъ ли у кого терпѣнія и нравственной силы: вставать ночью, ѣздить и ходить во всякую погоду и часто попусту, бросать свои занятія, перерывать ихъ на самыхъ важныхъ пунктахъ; бросать перо, на половину не выразивши мысли; бросать книгу, недочитавши десятка строкъ; бросать хозяйство -- покосъ, жнитво, молотьбу и проч. съ прямымъ ущербомъ для хозяйства; безотговорочно ѣздить въ зной, пыль, бурю, дождь, снѣгъ, метель,-- бросать и занятія и отдыхъ и -- за ничто, безъ всякаго вознагражденія! Ну, потрудитесь представить себя на нашемъ мѣстѣ! Повѣрьте, что у васъ не хватило бы терпѣнія и на одинъ мѣсяцъ.



На первый взгляд, тут автор грубо, с дурной наивностью противоречит самому себе. В первом отрывке он берет деньги, во втором – оказывается, не берет.

Но мне вовсе не это противоречие между двумя отрывками показалось главным (тем более что за отчетные 150 лет проблема голодной смерти и для паствы, и для пастырей стала менее острой). Меня другое взволновало. Не противоречие между двумя отрывками, нет.
А глубокое, коренное согласие между ними.


В первом отрывке бачка говорит, что в пастырях и пасомых убивается святое, благоговейное настроение. Да какое ему вообще дело до настроения? Он что, временно забыл, что при совершении канонической требы, и тем более при совершении таинства, цель достигается Ipso facto? Благо, за которое уплочено, - это благо заведомо отпущено священником и заведомо получено мирянином (мирянкой, мирянами). Настроения же свои они при этом могут повесить на стенку в рамочку или засунуть куда хотят.

Но и во втором отрывке, смотри-ка! То же самое.
«Занятия», хозяйство (кстати, напомню, что под оным понимается лишь надзор, а не собственно работа), выражение мыслей, чтение, отдых – разве это может сравниться по важности с отправлением треб и совершением таинств? И при чем тут такие штуки, как терпение или нравственные силы какие-то? И что это ещё за «хождение попусту»? это автор о требах и таинствах так отзывается, мы не ослышались?
Нет, нисколько. Это "постоянный и неразлучный спутникъ пасомыхъ имъ христіанъ со дня рожденія ихъ до могилы, молитвенникъ о нихъ по смерти, вся жизнь которого всецѣло посвящена его паствѣ", так выражается печатно о своих контактах с теми, "чья святая, богоугодная жизнь, и сыновнее довѣріе, преданность и любовь должны быть ему наградою".

И никакого противоречия здесь нет.

Так, небольшая проговорка.
Батюшке САМОМУ в какие-то момэнты стало скучно, тоскливо и муторно, вот сгоряча и проговорился.
Tags: бутоны розановые, овцы и пастыри, проговорка по фрейду
Subscribe

  • изображено невероятное

    Маленькая когтеточка. Картинка с выставки Парижского Салона 1893 года. Название - всего два слова, зато экспликация в пять строк. Название…

  • есчо раз об обратную перспективу

    Купила куколку довоенную со странным выражением глазок. Дома полезла ей в голову, а у ней рокер вставлен верх ногами. То есть веки оказались внизу, а…

  • погода скачет как штандарт

    У нас ничего себе апрель в этом году, старожилы не припомнят. То вот так - То вот так - - во всю зиму такого не было! у меня герани…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 43 comments

  • изображено невероятное

    Маленькая когтеточка. Картинка с выставки Парижского Салона 1893 года. Название - всего два слова, зато экспликация в пять строк. Название…

  • есчо раз об обратную перспективу

    Купила куколку довоенную со странным выражением глазок. Дома полезла ей в голову, а у ней рокер вставлен верх ногами. То есть веки оказались внизу, а…

  • погода скачет как штандарт

    У нас ничего себе апрель в этом году, старожилы не припомнят. То вот так - То вот так - - во всю зиму такого не было! у меня герани…