mmekourdukova (mmekourdukova) wrote,
mmekourdukova
mmekourdukova

Category:

о настоящей осознанности для неофитов

О. игумен Петр Мещеринов взвешенное зрелое рассуждение запостил -


Радио "Радонеж" передаёт запись знаменитой службы 1000-летия Крещения Руси, состоявшейся в Даниловом монастыре в 1988 году.

Я тогда как раз входил в Церковь, у меня были самые идеалистические о ней представления. Сейчас, по прошествии 30 лет, идеализм сменился на реализм, и в храмовом богослужении как таковом (исключая всё же само Таинство Евхаристии) я уже не вижу ничего, кроме определённого (и весьма ограниченного) культурно-социального историзма. Ко Христу и Евангелию весь этот эстетико-архаический ритуал имеет очень условное отношение.

Но даже если его принимать всерьёз (а я как-никак много лет был уставщиком и регентом в том же Даниловом монастыре, и, смею думать, вполне понимаю, каким должно быть православное богослужение), то всё это "пение" хора покойного о. Матфея Мормыля, весь этот рёв архидиакона Стефана Гавшева и проч. — это отвратительно и невыносимо. Это орёт наглая, грубая, неудержимая плоть. Жилы, гортань, кишки, мясо... Никакого даже внешне-церковного вкуса, просто нормальной спокойной храмовой эстетики...

То есть всё тогда уже было совершенно ясно...

Жаль, что настоящая осознанность приходит только через тридцать лет.

«Настоящая осознанность», судя по всему, состоит в том,

чтобы не принимать более всерьёз весь этот весьма ограниченный культурно-социальный историзм и эстетико-архаический ритуал.

Зачем же тогда в следующей же строке вновь отскакивать на незрелые позиции принимающих всерьёз, с каковых позиций только и возможны вкусовые суждения типа «отвратительный», «невыносимый», «наглый», «мясное-плотяное-кишечное»? Почему бы так и не остаться на позиции чистого и реалистического разумения Христа и Евангелия, где царит-де блаженная свобода от всего ограниченного культурно-социального?

Я не знаю, кто тридцать лет назад занимался воцерковлением мозгов неофита Петра Мещеринова – но, видимо, там с самого начала что-то пошло не так. Мне-то тридцать лет назад первое, что объяснили – так это именно про ограниченность культурно-социального историзма и про возможность, даже необходимость, эстетического суждения о церковных феноменах, потому что оно есть суждение о духе. Время и опыт только делают это суждение более требовательным и дифференцированным, не изменяя сути и вектора суждения.

А кого-то, по-видимому, воцерковляли, силой заставляя кушать всё, что дают, горькое ли, тошнотное ли, всё одно. Не надо принимать всерьёз, что-де горчит и на рвоту позывает – зато оно заведомо духовное (старая ведьма Агриппина, из «дела Агриппины», удовлетворенно ухмыляется).

Вот оно у них и лопается теперь оптом, всем пакетом. Всё то, чего они, в сущности, никогда не принимали всерьёз, но щетали священным долгом абажать, поддерживать и защищать, - всё расползается безвозвратно, неудержимо.

Остается одно - чистое и реалистическое разумение Христа и Евангелия. Которое как раз и начинается – не раньше! не с другого чего! – а вот именно что с принятия всерьёз и самих себя, и всего, что нам в этом тварном ограниченном мире сквозь мутные культурно-исторические линзы показывают. Осознанность, возможно, придёт – ещё через тридцать, например, лет, но это не главное. Главное, чтобы пришла наконец серьёзность.

Tags: l'éducation mystique, игумен Мещеринов, параблагочестивые размышления, фканоне
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 103 comments