mmekourdukova (mmekourdukova) wrote,
mmekourdukova
mmekourdukova

Categories:

когда Мойша напел не хуже Карузо

Френд пишет -

"....студент нарисовал (здесь уместно именно это слово, а не "написал"), кажется, гуашью в коричневато-охристых тонах копию с гравюры Луки Лейденского "Молочница":



Нарисовал, кстати, неплохо и довольно точно, он был студентом талантливым.
Это было учебное пособие для детей. Он мотивировал тем, что найти хорошую репродукцию трудно, и в те времена это было действительно трудно: в Интернете уже было довольно много всего, но где это показывать. Преподавательнице это не нравилось, вот она и захотела подкрепить свое мнение мнением коллеги.
Тогда я сказал, что в качестве учебного пособия лучше использовать плохую (до известного предела, конечно) репродукцию из книжки, чем такую вот копию. Ибо в плохой репродукции искажения объективные, мало зависящие от человека, а такая копия, которую сделал студент, полна субъективных искажений, по сути дела, это совсем другое произведение. Проводя аналогию с музыкой, первое можно уподобить прослушиванию музыкальной композиции в записи, а второе - "Мойша напел".
Даже если Мойша - солист местной консерватории. "

Что я думаю по этому поводу?

Классический анекдот про Мойшу, как мы все помним, в качестве исходника упоминает пенье Карузо, а вовсе не музыкальную некую композицию. Пенье Мойши – это НЕ ПЕНЬЕ КАРУЗО, в этом и заключается соль анекдота. Если бы у бедного друга Мойши спрашивали, известна ли ему, скажем, фуга ре-минор Баха, то ответ «да, мне Мойша напел» уже выглядел бы гораздо менее смешно. А если бы спросили, знает ли он «Гаудеамус», то «да, мне Мойша напел» было бы нормальнейшим, нисколько не смешным ответом.

Вот мы смеемся над приятелем Мойши, потому что в нашей культурной ситуации нас привычно интересует в первую очередь ПЕНЬЕ Карузо – а та пиэса, которую исполняет Карузо, т.е. оригинал, интерпретируемый Карузо, интересует нас лишь во вторую очередь. У той ПИЭСЫ, наверное, есть автор и она записана нотными знаками, точно указывающими любому интерпретатору, любому! будь он хоть самый размойша, хоть самый раскарузо! какую высоту брать и сколько ее тянуть – но у той пиэсы есть и ТЕМА (про которую, про наличие которой, иной ценитель пенья Карузо и презиратель пенья Мойши может вообще не догадываться, не говоря уж о том, чтобы суметь выделить ее в пиэсе, исполняемой Карузо). Музыкальная идея, мысль в чистом виде (в чистом, очищенном и от Карузо, и, возможно, даже от автора, облекшего ее в ноты), мысль, которая останется самой собою, даже если ее напоет самый сиплый Мойша.

Ну и вот, сталбыть.
Несмотря на то, что межвидовые параллели искусств всегда несколько опасны – вернемся от музыки к изобразительному искусству. И признаем, что могут, вполне могут случиться такие обстоятельства, когда выполненная «посредником» копия окажется для дидактических целей не просто не хуже, но и лучше механической репродукции. И не только тогда, когда такая репродукция ещё невозможна. Но и в целом ряде других случаев, когда преподаватель хочет показать своей аудитории не собственно-конкретно-только-и-именно гравюру Луки Лейденского «Молочница», а некую важную грань этого уникального произведения, только и именно эту грань – вполне может случиться, что выполненная с целью показа нужной грани копия – или список - справится с задачей лучше, чем плохая репродукция.

А иногда даже и лучше, чем оригинал.

Tags: культур-мультур, сложжное о ремесле
Subscribe

  • мемуарчик

    Вот любопытно, уже лет семь? больше? прошло, а я помню как сегодня. Может, потому, что совершенно беспричинные, необъяснимые, немотивированные,…

  • Лучшее, что я когда-либо читала о проповеди смирения

    (картинка 18 в. просто так, для отвлечения внимания) Рассказывают про Филоксена из Эрексиды и про сицилийца Гнафона, будто они были такими…

  • ну совсем как наука

    Паки и паки ещё раз скажу – не печально и не смешно ли? большая со всем научнявым аппаратом разносная рецензия на толстую бумажную книгу…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 12 comments

  • мемуарчик

    Вот любопытно, уже лет семь? больше? прошло, а я помню как сегодня. Может, потому, что совершенно беспричинные, необъяснимые, немотивированные,…

  • Лучшее, что я когда-либо читала о проповеди смирения

    (картинка 18 в. просто так, для отвлечения внимания) Рассказывают про Филоксена из Эрексиды и про сицилийца Гнафона, будто они были такими…

  • ну совсем как наука

    Паки и паки ещё раз скажу – не печально и не смешно ли? большая со всем научнявым аппаратом разносная рецензия на толстую бумажную книгу…