mmekourdukova (mmekourdukova) wrote,
mmekourdukova
mmekourdukova

Categories:
  • Mood:
  • Music:

про религию в Македонии,

пачка отдельных, отдельно взятых наблюдений и даже выводов – как-никак объехали кучу объектов.



Я ещё не видела страны, где возврат к язычеству был бы таким неприкровенным. Даже по такому, извините, внешнему параметру, как число храмов. Число их супротив прежнего сильно сократилось (с семидесяти семи в одном районе Варош, как нам доложили в турбюро, дошли до трех, и обслуживаются они одним священником). Новостройные нам встречались всего пару раз. Это при том, что вся страна покрыта стройками, в основном частного жилья, поистине как мхом – на всяком углу и целыми кварталами.
Наличные храмы в небогослужебное время стоят закрытыми, «туристские» тоже – или приезжай с утра кроме понедельника, или ищи-свищи ключ по соседним хуторам.







Лавки при храмах и монастырях, даже самых центровых и кафедральных (на картинке за папоротниками - здание Патриархии) - апдейт! в комментах специалист узнал в "папоротниках" айлант, в просторечии известный как вонючка, мелкое помойное южное дерево с отвратительным запахом. Символ - и признак - грязи и запустения, вытеснения своего, коренного, пришлым, пошлым и сорным.  - Так вот, лавки похожи на наши магазины времен перестройки. Тенденцией пошире расставить на пустых полках маргарин и цикорный кофе свечки, бумажные иконки на обгорелых досках и два-три названия книжек. Немножко самогонного мыла и алкоголя, пара подрясников, вот и всё софрино. В Велюсе сестры торговали кое-как закадренными в рамочку под стекло карандашными рисунками икон – они там учатся иконописи, и вот сбывают побочный продукт. Более ремесел никаких – но, впрочем, в эту нишу прочно сели всем задом самостийные кустари, торгующие вокруг посещаемых публикой точек разным туристским навозом. Вот где всякий может убедиться, что нет ни священных стилей, ни священных техник – потому что в «традиционно священных» стилях и техниках вам предлагаются, наряду и рядом с иконами, любые другие обереги и талисманы.

Поразительна пропорция коммерческой самодеятельности вокруг монастырей – к самим монастырям. Это может быть целый увеселительный парк на много гектаров, с так наз. аттракционами, водными забавами, едальнями на все вкусы, полянами для пикников и кустами для отдельных кабинетов, рынком «сувениров», тряпок и пляжно-спортивного инвентаря, а самый монастырь при этом может состоять из троих (невидимых) братьев и пары трудников в штатском, отдувающихся на впуске в церкву и на слежке за фотоаппаратами.

Там, где трудники следили не за страх, а за совесть, я в отместку снимала дозволенное, вот такой компромат.



Ну или вот красотища. Центр Охрида.




Расписания служб мне не встретилось нигде. Таблички с ясным указанием юрисдикции (страну уже много лет сотрясает раскол) – не везде. Следов приходской внебогослужебной жизни, типа там воскресной школы, катехизаторских курсов, половнических поездок и прочих в этом роде тусовок и ланкастерских взаимных обучений – нигде, никаких ни самомалейших. Однажды, однажды попалась нам церковь с какими-то недавними дворовыми пристройками, предназначенными для работы с населением, и с любопытством мы подошли поближе взглянуть. Прихрамовое заведение оказалось мощным предприятием по изготовлению надгробий.

Свадьбы зато уходят из-под контроля. В этой стране я впервые встретилась с ранее неизвестным мне феноменом – Залами для свадеб. Отдельно стоящими заведениями, для празднования. Своеобразными храмами, тксказать.

В связи с чем процитирую Очень краткий путеводитель по столичному Музею, где рядом с репродукциею, подписанной «holly Pelagonitissa», помещалась фотография неолитической локальной венеры с двумя дырками, сопровожденная подписом: «Это свидетельство того, что люди, жившие на территории Скопье, никогда не оставались без религиозного покровительства».




Как дети, право.

Tags: македониявечна
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 77 comments