mmekourdukova (mmekourdukova) wrote,
mmekourdukova
mmekourdukova

Categories:

глубоко преемственный метод

Гнусный термин «соцреализм», выдающийся выродок в (и так-то кривоватой) семейке искусствоведческих терминов, настолько регулярно встречается в последнее время в комментах у меня и у друзей, что меня в конце концов пробило на хейт-спич.

Гнусным термином я его почитаю вовсе не потому, что он определяет-де гнусный феномен, нет! А потому, что он, если присмотреться, вообще ничего не определяет, а только называет (себя самого), стОя особняком от всей привычной образованному человечеству сетки жанров и стилей. Соцреализм – это не жанр и не стиль, а МЕТОД. Угу, он включает в себя некоторые определенные жанры, сиречь сюжеты (и исключает некоторые другие). И да, он характеризуется некоторой определенной стилистической ориентацией: академический реализм с не слишком широкими припусками на –недо и пост-. И, соответственно, являет собою некий спектр всевозможных комбинаций означенных стилей и сюжетов.

Но при этом он – МЕТОД, не стиль и не жанр.

Преимущества (не научные, а идеологические) бытования такого особого, от-всего-отдельного термина очевидны. Стоит принять в обращение такую штуку, как МЕТОД – и дело в шляпе. Мы более-менее свободны от необходимости определять допустимое и недопустимое в области жанра, совершенно свободны от необходимости различать хорошее и плохое в области стиля или доброе и злое в области антропологии. И в то же время, вот ведь какой финт ушами замечательный! – право выносить суждение о картинке остается за нами: соцреализм хорошо, несоцреализм – плохо. Право выносить суждение о картинке может быть вручено любой чиновной сволочи, нюхом чующей любое отклонение от партлинии, вредность-неполезность-недостаточную-полезность произведения для этой линии. Право задвигать то, что нюхом нанюхано как чужое и выдвигать то, что нюхом нанюхано как своё. Отнюдь не «озвучивая» при этом en toutes lettres, чтО ему требуется на самом деле и чего он никак не хочет (потому что это был бы срам, если озвучить). И любая попытка что-то обсудить неизбежно обречена на беспомощное блеянье, и любой аргумент несогласных с чиновником можно сковырнуть одним пальцем. Ибо МЕТОД.

Короче, дьявольски удобная штука.



И, в сущности, «богословие иконы» Леонида Успенского есть не что иное как зеркальное отображение теории о соцреалистическом методе.
С точно таким же научным, пардон, идеологическим, преимуществом: блокады всякого анализа и абсолютной монополии того, что (кем-то здесь сейчас) признано своим.

Tags: сложжное о ремесле
Subscribe

  • картинок с выставки - 2: шрифтовые композиции

    Этого добра получилось довольно много, все старались. Тут, правда, я на мгновенье отвернулась, и вышла небольшая накладка с черными точками и…

  • День Знаний

    У меня учебный год, положим, ещё только через две недели начинается, но символически его начать вместе со всей Церковью непременно полагается.…

  • картинки с выставки

    Вешаю просто себе для памяти все наличные уровни гуртом (самых старших в этом семестре нету). От каждого хотя бы по одной представительной картинке,…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 63 comments

  • картинок с выставки - 2: шрифтовые композиции

    Этого добра получилось довольно много, все старались. Тут, правда, я на мгновенье отвернулась, и вышла небольшая накладка с черными точками и…

  • День Знаний

    У меня учебный год, положим, ещё только через две недели начинается, но символически его начать вместе со всей Церковью непременно полагается.…

  • картинки с выставки

    Вешаю просто себе для памяти все наличные уровни гуртом (самых старших в этом семестре нету). От каждого хотя бы по одной представительной картинке,…